От Голанских высот до Дамаска всего 60 километров. Однако судьба этих территорий решается в тысячах километров отсюда, в Вашингтоне. Фото автора |
В МИНУВШЕЕ воскресенье состоялась последняя встреча премьер-министра Израиля Эхуда Барака и министра иностранных дел Сирии Фарука Шараа в рамках третьего раунда двусторонних переговоров. После краткой беседы главы делегаций покинули Соединенные Штаты и отправились по домам. Это, однако, не означает, что сам переговорный процесс прерван. Он продолжается на уровне рабочих групп. Их создание стало пока чуть ли не единственным результатом возобновившегося в конце прошлого года сирийско-израильского диалога.
Патронирующему переговоры президенту США Биллу Клинтону приходилось каждые несколько дней оставлять дела в Вашингтоне, садиться в вертолет и лететь за несколько десятков километров в Шеппердстаун, чтобы сводить повздоривших Барака и Шараа за одним столом. Нынешняя модель диалога опробована американцами, заработавшими титул главных миротворцев Ближнего Востока, более 20 лет назад. В 1978 году египетско-израильские переговоры проходили в Кэмп-Дэвиде, вдали от журналистов и других любопытных. Ровно через 20 лет подобная схема была применена при организации палестино-израильского диалога, закончившегося подписанием соглашений "Уай-Плантейшн". Плотная опека американских хозяев до поры до времени позволяла избегать ненужных утечек информации за стены роскошных особняков к журналистской братии. Однако времена меняются, и нынешние переговоры уже нельзя сравнить с прошлыми. Каждый член сирийской и израильской делегаций имеет в своем распоряжении мобильный телефон и портативный компьютер с электронной почтой, что позволяет связаться с любой точкой земного шара в считанные минуты. Однако не нужно звонить в Дамаск или Тель-Авив, чтобы организовать контролируемую утечку информации: десятки журналистов и прочих "наблюдателей" оккупировали все ближайшие к месту переговоров отели и только и ждут очередного выброса сведений. Подобное поведение переговорщиков вызывает явное неудовольствие американцев, но поделать они ничего не могут.
Так, например, стал достоянием общественности список требований со стороны израильтян к американцам в виде платы за подписание мирных соглашений с арабами. Все эти требования в общей сложности "тянут" на 65-70 миллиардов долларов. Причем переговоры по этому вопросу ведутся чуть ли не с большей интенсивностью, чем сирийско-израильский диалог. И успехов на этом направлении гораздо больше, хотя аппетиты Тель-Авива несоизмеримо выше. Делегацию израильских военных в Вашингтоне возглавляет генеральный директор Минобороны Амос Йарон. В настоящее время группа все еще находится в США, где проводит регулярные встречи с представителями госдепартамента и оборонного ведомства Соединенных Штатов. Правда, платить всю сумму самостоятельно не под силу даже американцам. Не случайно они уже привлекают к этому Европейский союз и Японию. Кроме того, определенное финансовое бремя ляжет и на плечи богатых нефтяных арабских стран.
Из указанной выше суммы на "сирийский мир" приходится 17,4 миллиарда долларов. Список израильских требований можно разделить примерно на пять подразделов. Первый и наиболее важный из них - это эвакуация с Голанских высот армейских баз и военных производств, а также обустройство людей на территории Израиля. Имеется в виду вывод около 40 подразделений и заводов, в том числе дивизионного и бригадного штабов. По расчетам израильтян, это будет стоить примерно 3,5 миллиарда долларов.
Во-вторых, Тель-Авив требует обеспечения системы безопасности и раннего предупреждения. Три радара раннего обнаружения и спутниковую систему слежения израильские эксперты оценили в 3,5 миллиарда долларов.
В-третьих, два миллиарда необходимо Израилю для создания эффективной противоракетной обороны на случай возможного нападения со стороны Сирии либо другого потенциального противника. Сюда, в частности, входят поставки по меньшей мере нескольких сотен противоракет "Эрроу" ("Стрела"). Кроме того, под это Тель-Авив намерен выторговать у Вашингтона крылатые ракеты "Томагавк". До настоящего времени лишь Великобритания удостоилась подобного доверия со стороны США и получила заветные "Томагавки". Тем не менее эксперты расценивают шансы Израиля на получение крылатых ракет как приличные.
Четвертый пункт - самый объемный. По меньшей мере 8,5 миллиарда долларов необходимо израильтянам для модернизации собственной армии с учетом потери стратегически важных позиций в случае ухода с Голанских высот. Также сюда входит и стоимость двух эскадрилий вертолетов "Апач" и кое-какого другого вооружения.
И, наконец, пятый пункт - оставшаяся сумма, по расчетам израильтян, должна пойти на приобретение различного оборудования для сухопутных и военно-воздушных сил. Также из этой статьи будут финансироваться дальнейшие разработки системы "Наутилус". Ее цель - уничтожение при помощи лазера ракет небольшой дальности, которые используют, в частности, боевики группировки "Хезболла" при обстреле северных территорий Израиля.
Это лишь требования израильтян. Неизвестно пока, во сколько оценивает свою подпись под мирным договором сирийский президент Хафез Асад. Представляется, что тоже недешево.
В пятницу Бараку и Шараа передали для изучения семистраничный документ, в котором собраны основополагающие принципы предстоящего мирного соглашения. Американцы, подготовившие проект, постарались учесть требования обеих сторон. Для израильтян это в первую очередь вопросы безопасности, а также водоснабжения. Не случайно они однозначно требуют полного включения озера Кинерет в границы Израиля и отвода сирийских войск от границы. Напротив, для президента Сирии Асада, единолично принимающего решения в Дамаске, гораздо важнее сам факт возвращения Голан. Во время войны 1967 года, когда эти территории были оккупированы израильтянами, он занимал пост министра обороны. Теперь для него дело чести вернуть их под сирийский контроль. Одновременно это позволит ему укрепить позиции внутри страны, как свои, так и своего сына Башара, которого Хафез Асад готовит в качестве преемника на посту главы государства.