Еще недавно экс-канцлер Гельмут Коль и генсек ХДС Ангела Меркель были друзьями. Фото из журнала "Шпигель" (М. Урбан) |
ИЗВЕСТНО, что фортуна - дама капризная. И надо же было случиться такому: она окончательно отвернулась от Гельмута Коля. Причем даже не тогда, когда он годом раньше лишился своего "вечного" поста федерального канцлера, а именно сейчас, когда Германия вступила в десятый, юбилейный год объединения, достижение которого и вписало имя этого политика и государственного деятеля в книгу истории. 19 декабря отмечать бы немцам десятилетие речи Гельмута Коля в Дрездене, мощно стимулировавшей в ГДР движение к воссоединению, а тремя днями позже - открытия в канун самого Рождества Бранденбургских ворот в Берлине, через которые он пронес тогда свою массивную фигуру. Но нет, сейчас в Германии обсуждаются и отмечаются не заслуги бывшего канцлера, а его вскрывшиеся "черные кассы" (см. "НГ" от 04.12.99), его противозаконные действия, несовместимые с присягой, наконец, различные миллиардные махинации, от которых, как подозревают, немалые "крохи" перепадали в виде "черного нала" и на находившиеся в его распоряжении тайные счета.
Все началось с кейса, в котором находился миллион марок. Прокуратура наткнулась на его след случайно, расследуя темные делишки крупного баварского торговца оружием Карлхайнца Шрайбера. Чемоданчик был передан им еще в начале девяностых тогдашнему казначею ХДС Вальтеру Лайслеру Кипу, когда Шрайбер лоббировал продажу Саудовской Аравии БТРов фирмы "Тиссен". Это была явная взятка за содействие в заключение сделки. Не случайно сумма не была включена в официальные доходы ХДС, а растворилась в карманах того же Кипа и других причастных к власти и ХДС деятелей. Эти факты, вскрывшиеся недавно, дали толчок скандалу вокруг тайных финансовых счетов. В ноябре бывший председатель ХДС Гельмут Коль, возглавлявший его целую четверть века, публично покаялся, что нарушал положения закона о партиях и "ненамеренно" нанес тем самым ущерб христианским демократам. Затем он оказался вынужденным подтвердить, что в 1993-1998 годах в обход официальной кассы партии получил в свое распоряжение от 1,5 до 2 миллионов марок.
Поначалу Коль и его преемники в руководстве ХДС, очевидно, надеялись, что этим признанием дело ограничится, что авторитет и "исторический масштаб" экс-канцлера помогут замять скандал. Но не вышло. Пришлось пообещать раскрыть все карты, так сказать, "очиститься от скверны". Была назначена независимая ревизия состояния финансовых обстоятельств партии. И оказалось, что чем дальше в эти дебри, тем больше дров.
По свидетельству проверяющих, представленные бывшими советниками ХДС по финансам и налогам документы о тайных счетах оказались неполными. "При проверке этих счетов, - говорится в предварительном докладе комиссии, - выявились указания на существование еще других счетов, которые были затребованы и получены. Но в них, в свою очередь, обнаружены новые указания на счета, предоставление сведений о которых пока оказалось невозможным".
Дело тайного финансового обеспечения было поставлено на широкую ногу. Существовали профессиональные добытчики, которые обрабатывали потенциальных спонсоров, получая за это гонорар в виде солидного процента от пожертвований. Многое в этой связи вызывает серьезные подозрения в элементарной коррупции. Например, владельцы крупнейшей гамбургской фирмы по торговле недвижимостью Карл и Ингрид Элердинг, участвовавшие в весьма выгодной для них приватизации федеральной собственности (112 тыс. квартир, принадлежавших железнодорожному ведомству), передали "вдруг" одному из доверенных лиц Коля и бывшему шефу финотдела ХДС Гансу Терлиндену чек на 2,4 миллиона марок с обещанием пожертвовать этой партии в дальнейшем еще 2,5 миллиона. Разматывается клубок другой приватизации, при которой французский нефтяной концерн "Эльф" овладел былым гигантом нефтехимии ГДР комбинатом "Лейна" вкупе с сетью бензоколонок "Минол". Чрезвычайно выгодная концерну сделка совершена под его обязательство построить там новый нефтеперегонный завод, но при крупном долевом инвестиционном участии германского государства. Выявилось, что гонорары посредников этой сделки, тесно связанных с ХДС, составили многие десятки миллионов марок. Они отмывались переводом со счета на счет в разных странах, и весьма вероятно, что кое-что из этого тоже осело в "черных кассах".
Все это нанесло сильнейший удар по Христианско-демократическому союзу, начавшему было при новом лидере Вольфганге Шойбле восстанавливать свои позиции после проигрыша федеральных выборов. Партия и ее руководство оказались ввергнуты в политический кризис. Некоторые деятели этого лагеря уже опасаются, не постигнет ли ХДС такое же крушение, к которому причастность к коррупции привела не так уж давно их итальянских единомышленников. Помимо этого, ХДС грозит финансовое банкротство, ибо весьма вероятно, что придется крупно расплачиваться с фиском за былые скрытые многомиллионные поступления и их незаконное использование. К тому же Коль продолжает упорствовать, не желая раскрывать своих спонсоров. Поэтому на днях руководство партии единогласно приняло беспрецедентное обращение к ее почетному председателю с призывом назвать наконец соответствующие имена. "Президиум, - говорится в документе, - ожидает, что Гельмут Коль последует этой просьбе, чтобы предотвратить дальнейший ущерб для партии".
Жесткая логика политического скандала заставляет нынешних лидеров ХДС все более отмежевываться от своего недавнего кумира. Все они выпестованы им, многие были ближайшими соратниками, его министрами, а в партии заместителями. Земельные и прочие сочленья ХДС получали на свои нужды крупные "внебюджетные" средства. Так что тень разоблачений ложится и на них, ибо нелегко поверить, что они "ничего не знали" и даже не догадывались о тайных счетах. Гельмута Коля усердно изображают "единственным виновником".
Генеральный секретарь ХДС Ангела Меркель - одна из считанных по пальцам бывших гэдээровских диссидентов, которым после воссоединения удалось сделать большую политическую карьеру в Бонне. И вот "девочка", как называл ее Коль, державший ее при себе и министром, и заместителем председателя ХДС, ныне неблагодарно и громогласно обвиняет своего покровителя во имя собственного спасения в "противоправных действиях". Лидеры ХДС спешат сбросить давящий груз наследия Коля. Вокруг него зримо образуется политический вакуум. "Старого боевого коня", как он любил называть себя сам, уже отстранили от участия в предвыборной кампании партии в земле Шлезвиг-Гольштейн, которую он должен был открывать 15 января. Стало ясно, что выиграть там выборы под знаменем Коля нельзя. В рядах ХДС звучат голоса, призывающие его отказаться от бундестаговского мандата и даже почетного председательства в партии.
Расследование аферы с "черными кассами" продолжается. В Германии прокуратуру не остановишь. Не исключено, что Гельмуту Колю придется отвечать за былые нарушения закона и в суде. Оговоримся, что его никто не подозревает в личном обогащении. Все тайные средства использовались им в интересах ХДС и власти, как он их понимал. Однако выясняется, что и такая власть, считающаяся демократической и отнюдь не абсолютной, может оказывать явно развращающее воздействие. За это теперь Гельмут Коль и расплачивается. Ореол непогрешимого патриарха и "отца немецкого единства" сильно поблек. Монумент дал трещину. Вместе с веком и скандалом "эпохе Коля" в Германии приходит окончательный финал.