Этот российско-израильский вертолет хотят купить турки, но данная сделка не по нраву США. Фото пресс-службы завода "Камов" |
НЕСМОТРЯ на предпринимаемые международным сообществом усилия, Ближний и Средний Восток до настоящего времени остаются одними из самых взрывоопасных регионов мира. Как следствие, эта часть земного шара является мощным потребителем оружия всех видов.
Идея проекта "Эрдоган" возникла примерно 2,5 года назад, когда Турция объявила о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов. Россия тогда уже имела готовый вертолет Ка-50 "Черная акула", который был выпущен в количестве всего нескольких экземпляров из-за отсутствия финансовых средств для запуска в серию. Тем не менее даже опытные образцы немало впечатлили специалистов своими тактико-техническими характеристиками.
В 1997 году между "Камовым", госкомпанией "Росвооружение" и израильской авиационной промышленностью было подписано соглашение о совместном производстве вертолета "Эрдоган" на базе Ка-50. Наша сторона производит основную часть машины, получившей обозначение Ка-50-2 "Эрдоган", израильтяне же оснащают вертолет авионикой и противотанковыми ракетами. В процентном соотношении это выглядит как 80 к 20. Потенциальный покупатель познакомился с Ка-50-2 минувшим летом. Турки остались довольны увиденным. Правда, попросили о внесении некоторых изменений. Так, пилотов пришлось посадить не рядом, а друг за другом, а пушку сделали подвижной.
Результаты тендера (в нем помимо нас участвуют американские "Боинг" и "Белл" и франко-германский "Еврокоптер") турки планируют объявить в течение ближайшего полугодия. Объективно шансы Ка-50-2 оцениваются намного предпочтительнее, нежели у его главного конкурента - американского "Апача". Однако, как заявил в беседе с корреспондентом "НГ" заместитель главного конструктора завода "Камов" Вениамин Касьяников, в данном случае как ни в какой другой военной сделке особое место отводится политике. Американцам не с руки уступать русским столь выгодный контракт: турки намерены закупить в общей сложности 145 вертолетов. Кроме того, в случае проигрыша заокеанским производителям придется отказаться в нашу пользу от дальнейшего присутствия на вертолетном рынке Турции, а в перспективе и региона в целом. В качестве одного из условий заключения контракта Анкара выдвигает возможность самостоятельно производить машины после получения всей партии товара. В процессе выполнения контракта турки будут принимать все большее участие в производстве. У них давно простаивает авиационный завод под Анкарой, где раньше собирали F-16.
У США есть немало рычагов давления на Турцию, с тем чтобы та "отдала предпочтение" американским "Апачам". Нет сомнений, что они либо полностью, либо частично будут задействованы.
Не нравится Соединенным Штатам и сотрудничество между российскими и израильскими фирмами в области оборонной промышленности. Большинство военных проектов Израиля реализуются совместно с американцами: так Вашингтону проще контролировать ход развития военно-технической мысли своего главного союзника на Ближнем Востоке, не позволяя переплюнуть "старшего брата".
В пользу заокеанского варианта говорит и то, что американцы в состоянии предоставить туркам более благоприятные финансовые условия сделки. Учитывая недавнее августовское катастрофическое землетрясение, произошедшее на западе Турции, это факт немаловажный. Хотя официальная Анкара, как подавляющее большинство восточных стран, никогда не экономила на вооружении собственной армии. Ничто не могло послужить в этом помехой.
Чем же может привлечь турков российско-израильский проект? Во-первых, без сомнения, более удачная во всех отношениях машина. Во-вторых, привлекательная цена: несмотря на то что турецкий покупатель выразил желание получить все возможные опции, стоимость одной машины "Эрдоган" не превысит 20 млн. долл. Для вертолетов такого класса показатель более чем приличный. Не случайно российско-израильским детищем уже заинтересовались некоторые страны Азии.
Наконец, в-третьих, и Турция, и Израиль, несмотря на постоянно оказываемую им помощь со стороны США, давно уже устали от плотной опеки американцев. Турки и израильтяне имеют общих потенциальных врагов в регионе и давно уже наладили сотрудничество в военной области. Регулярно проводятся совместные учения, во время которых отрабатывается координация действий частей всех родов войск в случае вооруженного конфликта. Курс на стратегическое партнерство между Анкарой и Тель-Авивом был проложен еще пять лет назад, когда сторонами было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. С тех пор оно только крепнет. Покупка Турцией российско-израильских вертолетов стала бы лучшим подтверждением такого курса на сближение. В Израиле такой шаг, без сомнения, оценили бы по достоинству.
Тель-Авив-Москва