ЧЕЧЕНСКАЯ тематика заняла главное место в ходе берлинских дискуссий. По прилету в новую немецкую столицу глава российского внешнеполитического ведомства Игорь Иванов напомнил, что Россия открыта для сотрудничества с международными организациями, в том числе и ОБСЕ, которые хотят оказать содействие в разрешении кризиса в Чечне, но только в гуманитарной сфере. Что же касается политического посредничества, заявил Иванов, то Россия не видит необходимости в нем со стороны кого бы то ни было, ибо сама имеет возможность вести диалог. В этой связи глава МИД РФ подтвердил, что федеральные власти ведут интенсивные контакты с различными силами из Чечни и политический диалог не прекращается. Собственно, таким заявлением Иванов предвосхитил ставшую уже обязательной критику России со стороны Запада за отсутствие намерений вести дело к политическому урегулированию. По мнению российского министра, введение санкций против России бессмысленно, особенно в нынешних условиях, когда Кремль стремится к политическому урегулированию. После краткой беседы с германским коллегой Йошкой Фишером, которая открыла берлинскую программу Игоря Иванова, российский министр достаточно четко расставил акценты: "Я приехал в Берлин не решать чеченскую проблему. Мы будем обсуждать серьезные глобальные проблемы. Разумеется, затронем и тему Северного Кавказа. Мы открыты диалогу с нашими партнерами и с партнерами по "большой восьмерке". Накануне встречи министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе глава германской дипломатии Йошка Фишер заявил, что у альянса едва ли есть рычаги влияния на Россию.
В Берлине возможная острая критика была сглажена хотя бы тем, что в дискуссии глав внешнеполитических ведомств ведущих держав мира участвовал и российский министр. В Германии накануне встречи "восьмерки" опасались, что Иванов не приедет в Берлин, хотя никаких оснований к таким предположениям российская сторона не давала. Вообще заметна некоторая неадекватность восприятия на Западе не только чеченских событий, но и предпринимаемых российской дипломатией политических шагов. Так, например, представители фракции ХДС/ХСС в бундестаге утверждают, что приезд Иванова в Берлин является сигналом того, что Москва воспринимает критику Запада. Приблизительно так трактуется и тот факт, что действующий председатель ОБСЕ Кнут Воллебэк продолжает свою миссию на Северном Кавказе. При этом почему-то забывают, что приезд Иванова в Германию на встречу "восьмерки" планировался задолго до последних изменений в отношениях России со странами Запада, а о согласии разрешить Воллебэку посетить Северный Кавказ Москва заявила еще месяц назад на Стамбульском саммите. В дипломатических кругах в Берлине напоминают, что накануне были и призывы отменить встречу с Игорем Ивановым в связи с действиями России в Чечне, но в целом официальный Берлин не разделяет такую позицию. Никто из западных дипломатов не питает надежд на изменение достаточно жесткой российской позиции.
Помимо участия в форуме "восьмерки", в берлинской повестке Игоря Иванова и ряд двусторонних встреч. Вчера, помимо беседы с Йошкой Фишером, глава МИД РФ встретился со своим коллегой из Японии Масахико Комурой и Канады Ллойдом Эксуорси, а на сегодня запланированы его переговоры с госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Сегодня же пройдут и основные дискуссии в рамках "восьмерки".
Берлин