ВЧЕРА в Вашингтоне завершили подготовку к израильско-сирийским переговорам. Торжественная церемония в Белом доме должна пройти с участием президента США Билла Клинтона, премьер-министра Израиля Эхуда Барака и министра иностранных дел Сирии Фарука Шараа. Затем, по некоторым данным, переговоры перенесутся на Ближний Восток, скорее всего в Иорданию, и к ним "на определенном этапе" присоединится президент Сирии Хафез Асад. Правда, некоторые другие источники информации настаивают, что никакого переноса на Ближний Восток, по крайней мере в ближайшее время, не будет. Все продолжится в столице США, в представительской гостевой резиденции президента.
Почти все местные наблюдатели заняты одним вопросом - что же все-таки побудило стороны пойти на компромисс. Каким таким "таинственным образом" удалось госсекретарю США Мадлен Олбрайт, совершившей на прошлой неделе вояж по странам Ближнего Востока, осуществить "неосуществимое". Ведь еще неделю назад возобновление израильско-сирийского диалога казалось большинству наблюдателей крайне проблематичным. Ведь Дамаск практически не изменил своих позиций. И основой будущих переговоров четко становится подразумеваемое израильское согласие на полное отступление с Голанских высот к пограничной линии 4 июня 1967 года.
Тем не менее некоторые силы в Израиле подчеркивают, что, дескать, уступки если и будут, то не совсем уж "принципиальные" и "окончательные". Как ранее указывалось, сирийские солдаты "не будут мыть сапоги в озере Кинерет". За Израилем скорее всего останется якобы и станция раннего оповещения на горе Хемрон. К тому же, указывают они, решение о возобновлении переговоров стало возможным все-таки на основе "смягчения сирийской формулы". Получается, что Олбрайт удалось добиться в Дамаске возобновления переговоров не "с той точки, на которой они были прерваны" в 1996 году, как подчеркивалось ранее, а "с учетом достигнутых ранее договоренностей".
Однако все эти объяснения никоим образом не снижают степень накала в израильском обществе, которое разделилось почти пополам - на сторонников переговоров с Сирией и их противников. Точнее говоря, за установление прочного мира с Дамаском здесь выступают все, однако некоторым израильтянам кажется, что нельзя за него платить "столь высокую цену", как плато Голаны.
В ближайшие дни вопрос о возобновлении переговоров с Сирией будет вынесен на заседание кнессета, и, возможно, это будут самые бурные заседания израильского парламента с момента его создания. Вместе с тем все единодушно сходятся в том, что сама постановка вопроса о необходимости переговоров почти ни у кого сомнения не вызовет.
На самих Голанах настроение также неоднозначное. В субботу в одном из здешних городков - Кацрине состоялось чрезвычайное заседание так называемого совета поселений Голанских высот. Оно провозгласило начало кампании борьбы "против отступления": полторы тысячи человек, собравшихся в городском спортивном зале, с воодушевлением скандировали лозунг: "Мы не сдвинемся с Голан".
Власти успокаивают всех недовольных, указывая, что в конце концов судьбу Голанских высот, как и судьбу мирного договора с Сирией в целом, решит общенародный референдум. Его проведение было одним из предвыборных обещаний Эхуда Барака. Скорее всего, считают наблюдатели, такой референдум может состояться примерно через год, когда уже будут выработаны все пункты израильско-сирийского соглашения.
Кроме того, израильский премьер перед началом диалога с Сирией, по некоторым оценкам, подготовил "для внутреннего пользования" несколько "хитростей". Переговоры в Вашингтоне, согласно его предложению, очевидно, начнутся с составления документа, который условно сейчас можно назвать Декларацией о принципах будущего урегулирования. Он определит, что целью переговоров является прекращение состояния войны с Сирией. На базе данной декларации Барак может без опаски провести вывод израильских войск из южного Ливана в июне будущего года, как и было обещано в ходе предвыборной кампании. Ведь декларация "свяжет руки" ливанским радикальным организациям, во многом сориентированным на защиту сирийских интересов. К тому же израильский премьер не будет выносить декларацию на какой-то референдум, поскольку она не является окончательным соглашением.
Референдум, скорее всего, будет проведен уже позже в условиях удовлетворения общественного мнения фактом ухода солдат из Ливана. Как сложится на нем расстановка сил, сейчас прогнозировать трудно. Во всяком случае, очень вероятно, что население поддержит Барака.
Тель-Авив