ПРАКТИЧЕСКИ все из принятых решений прошедшего в конце прошлой недели в Хельсинки саммита Европейского союза имеют важнейшее значение. И характеристика этой встречи в верхах как "исторической" вполне справедлива. Причем отнюдь не потому, что на форуме обсуждалась проблема Чечни. В итоге для объединенной Европы этот вопрос, внесенный в повестку дня в срочном порядке, оказался чисто тактическим. Основной целью было решить проблемы стратегические, что лидеры 15 стран с успехом и сделали.
ЕС объявил о создании всеобщей европейской системы, а не только клуба для избранных и богатых. С включением в список кандидатов на членство Турции ЕС тем самым провозгласил универсальный характер интеграции, выходящей за рамки сотрудничества христианских народов, связанных культурными и духовными традициями. Понятно, что расширение ЕС за счет стран на востоке и юге континента и появление у него собственной военной структуры не может не сказаться на изменении стратегического и геополитического баланса в регионе не в пользу России.
В общей сложности 12 стран получили или расширили уже имеющийся статус кандидатов в Европейский союз. Это - Кипр, Венгрия, Польша, Чехия, Эстония, Словения, а также Румыния, Турция, Словакия, Болгария, Латвия и Мальта. Таким образом, ЕС по числу участников может увеличиться почти в два раза. Специальная комиссия проведет в течение 2000 года необходимые работы по внесению изменений в уставы и деятельность институтов организации с целью их приспособления к новым условиям. Названы в Хельсинки конкретные сроки претворения договоренностей в жизнь. Так, к концу 2002 года полноправное членство получат первые шесть претендентов.
Однако критически настроенные дипломаты выражают сомнение в столь быстром прохождении всех необходимых формальностей, обусловливающих вступление в ЕС. Одна из основных причин заключается в отсутствии необходимого числа компетентных чиновников в Брюсселе для ведения переговоров по практическим аспектам принятия кандидатов. Высшие должностные лица Польши и Чехии уже призвали КЕС изыскать возможности для привлечения дополнительных групп специалистов. Кроме того, парламенты соответствующих стран должны ратифицировать подписанные правительствами соглашения. Поэтому эксперты выражают определенное сомнение в способности какой-либо страны выполнить в одночасье все требования по приему и преодолеть законодательные преграды даже к 2003 году.
Провозглашенная ЕС военная концепция расценивается лишь "как наращивание мускулов, а не боевой силы". По словам шведского премьера Йорана Перссона, речь не идет об отказе от собственной системы безопасности. "Весь раздел заключительного документа о военном вмешательстве при разрешении различного рода конфликтов имеет политический фундамент. Выработанные формулировки ясны и однозначны. Они дают ЕС возможность реагировать жестко, с позиции силы, делают возможным и наше участие. При этом нам не надо изменять национальную оборонную концепцию". Формально ЕС может прибегать к военной силе, лишь имея мандат ООН. Как сказано в этом документе, "ЕС будет вносить свой вклад в обеспечение мира и безопасности в соответствии с принципами устава ООН". Однако в тексте применяются формулировки, схожие с натовскими. На деле это означает, что мандат ООН желателен, но не обязателен. Как, к примеру, случилось в Косово. Тем самым ЕС как бы обезопасил себя от последствий возможного вето со стороны России или Китая в Совете Безопасности ООН.
Непропорционально много времени на саммите в Хельсинки заняла проблема Чечни. По сути дела, настрой участников этой дискуссии явился как бы политическим барометром отношения ЕС к России. Тон острой критики в адрес Москвы, как и прогнозировала "НГ" за несколько дней до начала встречи на высшем уровне, задавали ведущие державы организации - Германия, Великобритания и Франция. Примечательно, что их дублировали и хозяева встречи. А ведь еще не так давно Москва в спорных политических ситуациях могла быть спокойна за реакцию со стороны северо-западного соседа. Финляндия, долго остававшаяся вне блоковых соглашений, всячески избегала участия в конфронтации, а тем более осуждения Москвы.
Получив право председательства в ЕС, финское руководство поставило себе задачу воспользоваться им в качестве маркетингового инструмента для собственной политической рекламы. По отзывам дипломатических наблюдателей, это им удалось с максимальным эффектом. Разговор о военном конфликте на территории России - соседней с Суоми страны - давал возможность продемонстрировать свою приверженность идеалам объединенной Европы, гуманизму и справедливости, укрепив при этом собственный авторитет. А заодно подчеркнуть свою полную независимость от державы, с которой она сама в свое время воевала.
Здесь уместно напомнить эпизод с так называемым чеченским представителем в Северной Европе Усманом Ферзаули, который с 1996 года открыл штаб-квартиру в Копенгагене по личной инициативе Аслана Масхадова. Он прибыл в Хельсинки и сразу же по окончании саммита созвал пресс-конференцию. Ферзаули призвал на ней к введению международных миротворческих сил в Чечню. Во время пребывания в Хельсинки Ферзаули имел встречи в МИД Финляндии.
Подобное поведение Хельсинки не могло не отразиться на рабочей обстановке саммита ЕС. Он чем-то походил на парад суверенитетов, когда каждый участник старался доказать, что он более независим, чем другие. В принципе это сыграло свою роль при подходе к чеченской проблеме. Ее обсуждение затянулось на многие часы, ибо каждый участник вносил свои предложения. При этом все были единодушны в том, что нельзя доводить накал дебатов до призывов к отторжению Чечни и изоляции самой России от окружающего мира. По мнению выступавших, применение любых санкций может лишь усугубить положение.
В итоге было принято заявление по Чечне, состоящее из восьми пунктов. Напомним об основных положениях этой резолюции. Осуждая жесткость действий Москвы в этой республике, ЕС не ставит под сомнение право России на обеспечение целостности территории федерации и необходимость борьбы с терроризмом. Тем не менее собравшиеся в Хельсинки лидеры 15 стран Европы призвали Россию отменить известный ультиматум, разрешить доставку гуманитарной помощи и начать политический диалог с легитимными лидерами и властями республики. Одновременно они обратились к чеченским руководителям с просьбой соблюдать законы и принципы гуманизма, осудить терроризм и стремиться к ведению политических переговоров.
ЕС также напоминает России о подписанных совместных документах на встрече ОБСЕ в Стамбуле. В этой связи придается большое значение нынешнему визиту действующего председателя ОБСЕ Кнута Воллебэка в регион. В конце заявления члены ЕС тем не менее ссылаются для острастки на принятое решение сделать соответствующие выводы в отношении стратегии дальнейшего сотрудничества с Россией. Они включают пересмотр объема отдельных соглашений, усиление контроля за торговыми сделками, переброску средств по программе ТАСИС на гуманитарные нужды. Иными словами, предусмотрен ряд мер, направленных на замедление темпов экономического сотрудничества. Вместо этого упор будет делаться на программы содействия правам человека, усиление законности, развитие гражданского общества и сохранение ядерной безопасности. Заявление также призывает ОБСЕ и Совет Европы пересмотреть в сферах их компетентности условия сотрудничества с Россией.
Хельсинки