Монтаж испытательной радиолокационной станции ПРО на атолле Кваджалейн. Фото пресс-службы ВС США. |
НА ПРОХОДЯЩЕЙ в Нью-Йорке сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о сохранении и соблюдении Договора по ПРО, которая была внесена совместно Россией, Белоруссией и Китаем.
Ключевым элементом резолюции является призыв к государствам - членам Договора по ПРО "ограничить развертывание систем противоракетной обороны и воздерживаться от развертывания системы противоракетной обороны территории своей страны и не создавать основу для такой обороны и не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или компоненты, ограниченные этим договором". По существу, это дословное воспроизведение соответствующих обязательств по статьям I и IX Договора по ПРО.
Американцы пытались оказать в стенах ООН и далеко за их пределами активное противодействие. В ходе рассмотрения проекта резолюции американские дипломаты, стараясь провалить его, прибегали к всевозможным политическим уловкам и процедурным трюкам, имеющим мало чего общего с цивилизованными манерами. Однако, несмотря на жесткий прессинг, за резолюцию выступило решающее большинство государств. Результаты голосования являются более чем убедительными - 80 высказались за резолюцию и только 4 - против. США, мягко говоря, получили пощечину от мирового сообщества, чего, как говорится, и следовало ожидать. Они остались практически в изоляции, даже их ближайшие союзники не решились выступить против этого документа, а Франция открыто его поддержала.
Тем самым мировое сообщество продемонстрировало серьезную озабоченность по поводу ситуации, складывающейся вокруг Договора по ПРО в связи с планами США развернуть национальную систему противоракетной обороны территории страны, запрещенной этим договором. Проявленная государствами политическая воля в ООН свидетельствует об их твердой поддержке Договора по ПРО, и России важно и дальше опираться на эту поддержку.
Верх фактически одержали здравый смысл и стремление не допустить эрозии безопасности и стабильности в мире. Вместе с тем надо полагать, что США не остановятся в своих попытках ревизовать Договор по ПРО в целях его адаптации под планы развертывания национальной системы противоракетной обороны. Судя по количеству челночных операций между двумя столицами в последние несколько месяцев, США продолжают оказывать на российских переговорщиков беспрецедентный нажим, игнорируя всякие рамки приличия. В середине декабря на Смоленской площади высадится очередной олбрайто-коэновский десант для продолжения дискуссий по Договору по ПРО с целью добиться от России согласия на его ревизию. Нетрудно догадаться, с каким багажом приедут посланцы Вашингтона. Задача России в создавшейся не по ее вине сложной ситуации - не допустить нарушения или подрыва Договора по ПРО. Согласие с требованиями США явилось бы непростительной ошибкой ее внешней политики и просчетом в военном отношении.
Важно разобраться, в чем, собственно, состоит интерес США, и чего они добиваются. Известно, что именно Вашингтон выступил инициатором заключения договоренности об ограничении стратегических оборонительных систем. В 1967 году на советско-американской встрече в Гласборо такую идею высказал тогдашний министр обороны США Роберт Макнамара. В 1972 году был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Он остановил их дальнейшее наращивание и проложил путь к будущим соглашениям в сфере контроля над вооружениями. Именно в условиях действия этого договора стало возможным осуществить глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений, а сейчас в условиях его соблюдения продолжить сокращения в рамках процесса СНВ-3.
На каком-то этапе, однако, Договор по ПРО стал не устраивать США, с их стороны начались попытки подкопа под него. В середине 80-х годов они прибегли к так называемым "узкому" и "широкому" толкованиям Договора по ПРО, изобретенным недобросовестными юристами. Такой подход позволял бы испытывать и создавать запрещенные договором компоненты противоракетной обороны, что открывало бы возможности выхода из-под ограничений, установленных договором. Но из этой выдумки ничего путного не получилось. В настоящее время на волне шовинизма и изоляционистских настроений в среде определенной части американской политической элиты найден новый предлог для пересмотра договора - ракетные программы третьих государств. И якобы для нейтрализации баллистических ракет таких стран требуется развертывание национальной системы ПРО.
Ссылки делаются на изменившуюся после подписания Договора по ПРО стратегическую ситуацию, влияние на которую будто оказывает возрастание ракетной угрозы для США со стороны некоторых враждебных им государств, в числе которых американцы называют, в частности, КНДР, Иран, Ирак. Делая такие заявления и добиваясь в связи с этим пересмотра двустороннего договора с Россией, США делают его заложником в своих отношениях с третьими, не участвующими в нем, государствами.
Официальные лица США, а с их слов и средства информации, в том числе и кое-кто в России, утверждают, что национальная система ПРО США будет "ограниченной", рассчитанной на отражение угрозы баллистических ракет т.н. "стран-изгоев".
Затушевывается при этом тот факт, что основная цель такой системы совсем иная. Американцы, правда, признают, что она обладала бы потенциалом против российских стратегических средств сдерживания, а также возможностями его наращивания. В недавнем докладе ЦРУ о ракетных угрозах для США на период до 2015 года прямо указывается, что главную угрозу для США будут представлять баллистические ракеты России и Китая, а уже потом, вероятно, Ирана и, возможно, Ирака. Как говорится, яснее не скажешь.
Замалчивается и то, что взаимные ракетные угрозы России и США существенно снизились в результате глубоких сокращений стратегических наступательных вооружений. По выполнении Договора СНВ-1 количество стратегических ядерных боеголовок у каждой стороны сократится с более чем 10 тыс. до 6 тыс. единиц. По Договору СНВ-2 предусматривается довести их количество до 3,5 тыс. В случае проведения переговоров о заключении Договора СНВ-3 Россия предлагает сократить их и далее - до 1,5 тыс.
Заявления официальных лиц США, что для создания национальной ПРО, предназначенной для отражения ракетной угрозы "стран-изгоев", потребуются минимальные, чуть ли не косметические поправки к Договору по ПРО, не имеют ничего общего с действительным положением вещей.
Уже сейчас, до принятия президентом США решения о развертывании, ясно, что развертывание НПРО потребовало бы не "минимальных", а существенных изменений Договора по ПРО. Учитывая, что разрабатываемая американцами система является системой противоракетной обороны территории страны, запрещенная обязательством статьи I договора "не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны", ее развертывание повлекло бы за собой радикальное изменение этой статьи, превращало бы ее запретительные положения в разрешительные.
В США рассматривается вопрос о размещении национальной системы ПРО на Аляске, которая не подпадает под статус разрешенного Договором по ПРО района развертывания. Такой район разрешен только либо вокруг столицы, либо в месте размещения шахтных пусковых установок МБР. Решение одного лишь вопроса об Аляске потянуло бы за собой ряд изменений в статье III договора. Размещение некоторых компонентов ПРО вне пределов национальной территории - а США планируют построить на территории Гренландии и Великобритании новые радиолокационные станции ПРО для управления боевыми действиями - явилось бы нарушением обязательств по статье IX договора. Потребовалось бы пересмотреть и статьи V и VI, которые предусматривают обязательства не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования; не развертывать в будущем РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, кроме как по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.
Совершенно очевидно, что США, имея систему ПРО территории страны, получали бы односторонние военные преимущества. Обесценивался бы российский стратегический потенциал. Было бы резко нарушено равновесие между сторонами в соотношении стратегических сил в условиях их сокращений. При наличии национальной системы ПРО не достигались бы цели, ради которых такие сокращения были реализованы. Обладая самыми совершенными средствами нанесения первого удара и опираясь на оборонительный потенциал, США могли бы использовать свои военные преимущества в целях оказания политического давления, шантажа и принуждения. Они прибегают к подобным методам уже в настоящее время. Нетрудно себе представить, как это могло бы происходить в будущем.
Развертывание национальной ПРО и связанный с этим развал Договора по ПРО привели бы к разрушению важнейшего элемента международно-правовой основы, на которой строилась в течение последних десятилетий структура всего разоруженческого процесса, а именно взаимосвязи между сокращениями СНВ и ограничением ПРО. Дальнейшие сокращения СНВ становились бы невозможными, поскольку они вели бы к нарушению стратегического отношения между государствами и дестабилизации международной обстановки. Более того, объективно возникала бы потребность в наращивании СНВ как меры поддержания стратегической стабильности.
Негативные последствия слома Договора по ПРО отразились бы и в сфере нераспространения. Были бы перечеркнуты усилия многих государств мира, связанные с такими важными международными соглашениями, как Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Государства не были бы связаны обязательствами в сфере контроля над вооружениями, что могло бы вызвать очередную гонку вооружений, но уже в новых измерениях, с непредсказуемыми последствиями и распространением ее на космическое пространство.
В стремлении добиться от России согласия на пересмотр Договора по ПРО, с тем чтобы приспособить его под свою национальную ПРО, США предлагают России сотрудничество в области стратегических систем ПРО. Например, претендент в кандидаты на пост президента страны от республиканской партии Дж. Буш-младший заявляет, что, если он станет главой Белого дома, США будут готовы поделиться с Россией технологиями для создания национальной ПРО. Уже сейчас в случае согласия России на изменения в Договоре по ПРО США предлагают ей "сотрудничество", о подлинном характере которого можно судить хотя бы по следующим фактам.
Некоторое время назад в печати сообщалось, что США готовы оказать России содействие в усовершенствовании системы раннего предупреждения. Конкретно речь шла о строительстве крупной РЛС системы раннего предупреждения под Иркутском. При этом Вашингтон делал красивую мину при плохой игре. Он предлагал ни много ни мало помощь в строительстве радиолокационной станции под боком у Китая. Что это означало бы, комментариев не требует. Такое российско-американское сотрудничество, разумеется, рассматривалось бы не иначе, как идущее в ущерб отношениям России с другими государствами.
Или же взять другое американское предложение - о совместном проекте использования датчиков космического базирования. Речь идет о программе, предусматривающей "сотрудничество" с использованием российского и американского спутников, которые осуществляли бы одновременное наблюдение и синхронно передавали бы на Землю данные в реальном масштабе времени. Эта идея тоже выглядит красиво, и трудно было бы против нее возражать, если бы не одно "но". Такой проект связан с выводом в космическое пространство датчиков с технологией, которая могла бы быть использована в целях противоракетной обороны. Очевидно, что реализация подобного проекта напрямую вела бы к подрыву договора. Это создавало бы канал для обхода договорного обязательства о запрете компонентов ПРО космического базирования. С учетом этого вряд ли позволительно России, которая последовательно выступает за соблюдение и необход Договора по ПРО, идти на такого рода совместные эксперименты, которые подводили бы к пересмотру установленных договором ограничений и запретов.
Как свидетельствуют в последнее время высказывания российских руководящих деятелей, Россия твердо выступает против развертывания национальной ПРО США и пересмотра в связи с этим Договора по ПРО. Своего согласия на рассмотрение каких-либо изменений договора, как известно, она не давала и никаких переговоров на этот счет не ведет. Что же касается обсуждений с США Договора по ПРО, о чем договорились президенты двух стран в июне 1999 года в Кельне, то это, надо полагать, осуществляется в соответствии с положениями статьи XIII договора, предусматривающей рассмотрение по мере необходимости возможных предложений по дальнейшему повышению жизнеспособности договора. Положительным итогом таких ранее состоявшихся обсуждений можно считать подписанные в 1997 году в Нью-Йорке договоренности о правопреемстве в отношении Договора по ПРО и разграничении стратегической и нестратегической ПРО, которые позволяют договору эффективно действовать в новых исторических условиях.
Представляется, что взятый США курс на развертывание НПРО и ревизию Договора по ПРО является, по существу, признанием отсутствия у американской внешней политики способностей влияния на происходящие в мире процессы, в особенности в области нераспространения. Взамен этого мир является свидетелем попыток США использовать силу или угрозу силой.
В современном мире требуются иные подходы и решения, которые должны быть основаны на реальной политике и отвечать интересам всего мирового сообщества, а не отдельных стран, способствовать укреплению глобальной стабильности и международной безопасности, а не их подрыву.