0
17455
Газета В мире Интернет-версия

10.12.1999 00:00:00

Ельцин напомнил Клинтону и миру: Россия остается ядерной державой

Тэги: Ельцин, Китай, Цзэмин


"Билл Клинтон вчера позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами", - этой фразой Борис Ельцин при молчаливом согласии своего китайского коллеги Цзян Цзэминя подвел очень жирную черту подо всей критикой, которая раздавалась в последние дни в адрес Москвы в связи с ее действиями в Чечне из Европы и Соединенных Штатов. По форме это заявление выглядит несколько странным и напоминает о многочисленных "ляпах" Ельцина в его международных поездках - накануне Клинтон как раз выступил с заявлением, в котором фактически встал на сторону России в вопросе о возможном введении санкций, поднятом Евросоюзом. (Днем ранее о контрпродуктивности санкций говорил и пресс-секретарь Белого дома Джо Локхарт.) Возможно, имелись в виду слова Клинтона о том, что Россия "дорого заплатит" за войну в Чечне, но в российских СМИ они были явно вырваны из контекста и уж, по крайней мере, прямой угрозы в адрес Москвы в них не содержалось. Более того, в нынешних условиях американский президент по сравнению с лидерами европейских стран высказывается по чеченской теме достаточно сдержанно.

Но несмотря на эту, мало кем замеченную неточность, президент России оказался прав. Прав по сути. И прав вдвойне, потому что произнес эту фразу в Китае. Окончательную ясность в это внес сопровождающий Ельцина министр иностранных дел Игорь Иванов, пояснив, что жесткое заявление президента "связано с тем, что в последнее время раздаются различного рода выступления, высказывания в адрес России", авторы которых "под различными предлогами пытаются диктовать России, как ей решать сугубо внутренние проблемы".

Президент был прав, когда напомнил всему миру, что Россия - ядерная страна. Жаль, конечно, что об этом приходится напоминать, но не Ельцин в этом виноват. А в том, что именно Клинтона, своего "друга" он выбрал объектом для критики, виноват и сам американский президент, возглавляющий список борцов за американское лидерство в мире, за создание однополярного глобального устройства.

И логику эту президент РФ подтвердил продолжением критики: "Не было и не будет такого, чтобы Билл Клинтон один диктовал всему миру, как жить, как трудиться, как работать, как отдыхать". Кроме этого, Ельцин отправил Клинтону еще один важный "месседж": Россия и Китай договорились, что "многополюсный мир - основа всему", и - внимание вашингтонским стратегам - "мы будем диктовать миру, как жить, а не один он".

Билл Клинтон, похоже, не ожидал такого заявления Ельцина. Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать высказывание российского коллеги, президент США заявил, что он помнит о российском ядерном оружии. "Я не забыл об этом. Давайте не говорить о том, что произносят лидеры, и о всех этих словах критики, а сосредоточимся на том, что делает страна... Я не согласен с тем, что там (в России. - "НГ") происходит, и я думаю, что обязан сказать об этом... Я думаю, что он (Ельцин. - "НГ") не забыл, что Америка является великой страной, когда он не согласился с тем, что я сделал в Косово".

Конечно, заявления о стратегическом партнерстве, о желании выступать как единая сила могут реализовываться достаточно долго. Можно вспомнить, что обещанное лидерами (по настоянию Ельцина) увеличение объема двусторонней торговли до 20 млрд. долл. так и осталось лишь благим пожеланием. Да и тендер на участие в работах по строительству гигантского каскада АЭС "Три ущелья" на реке Янцзы российские компании проиграли - китайцы отдали предпочтение западным компаниям. Есть и другие примеры. Но в данный момент объединение восточных гигантов перед опасностью западной, прежде всего американской, геополитической диктатуры оказалось весьма кстати.

Череда событий - подписание Договора о создании союзного государства с Белоруссией, очень сильные заявления во время визита в Китай, получение поддержки этой страны - призвана, как представляется, продемонстрировать Западу абсолютную реальность осуществления идей о создании различных политических конфигураций в ближайшем будущем. Будет ли это "ось Минск - Москва - Пекин", о которой говорил Александр Лукашенко, или "треугольник Россия - Индия - Китай" Евгения Примакова, или какая-либо иная, более сложная конструкция, сказать сложно. Но в Соединенных Штатах и Западной Европе, вероятно, не рады тому, что собственными же руками, как выясняется, они лепят из русских и китайцев себе единого врага, причем потенциально не менее мощного, нежели евроатлантическая империя с ее огромными внутренними противоречиями, причем не только экономического характера. Причем лидеры этих восточных гигантов несколько отличаются в своих философских воззрениях от западных политиков и побряцать ядерным оружием зазорным не считают. Хорошо это или плохо с моральной точки зрения - вопрос отдельный.

Но то, что в тактическом плане резкие заявления Ельцина должны отрезвить Запад, для России безусловный плюс. Надо полагать, что президент достаточно мудр, чтобы понимать, что угроза в данном случае не должна повторяться слишком часто. Иначе ее либо перестанут воспринимать как таковую, либо могут испугаться настолько, что побыстрее начнут приводить в действие свои угрозы - введение санкций, например.

Похоже, что визит в Китай в нынешних условиях оказался очень кстати. И крайне важно, что президент нашел в себе силы полететь в Пекин. Результаты уже налицо. Крайне важно и то, что в Пекине, и именно от Цзян Цзэминя Ельцин получил подтверждение полной поддержки Китаем всех действий России в Чечне.

Еще совсем недавно аналитики госдепартамента и многие американские политологи успокаивали себя тем, что между Китаем и Россией достаточно много скрытых и явных противоречий, в том числе и по территориальному вопросу. Но события этого года лишь сблизили позиции двух стран. Москва и Пекин тандемом выступили против агрессии НАТО на Балканах. А теперь еще больше сблизились. Лидеры на своей встрече отметили, что после подписания вчера российско-китайских пограничных протоколов между Москвой и Пекином фактически нет ни одной проблемы, которая могла бы мешать дальнейшему всестороннему развитию отношений. Помимо поддержки российской позиции по Чечне, на самом высоком уровне Ельцин получил союзника и в вопросе о Договоре по противоракетной обороне. Сегодня лидеры России и Китая еще раз напомнят об этом в своем совместном заявлении, которое будет принято по итогам этой второй неформальной встречи Ельцина и Цзяна. Да и вообще в нынешних условиях это заявление может стать куда более сильным козырем, чем в свое время Совместное заявление о стратегическом партнерстве, которое воспринималось как один из ответов на расширение НАТО.

Интересно, что Борис Ельцин, осознавая ценность этого визита, его итогов, да и каждого сказанного в период переговоров слова (особенно публично), демонстрирует крайнюю степень личного расположения к Цзян Цзэминю, премьеру Чжу Жунцзи, Китаю в целом. И одновременно некоторую снисходительность по отношению к Западу. Свой "ответ Чемберлену"-Клинтону он выдавливал из себя по капле, с легкой улыбкой на губах, как бы демонстрируя свое превосходство над оппонентом. В этом барстве можно разглядеть массу неприятного, указывающего на отсутствие хороших манер, но выражение таким образом отношения к Западу в условиях беспрецедентно жесткой критики с его стороны накануне дня, когда Европейский союз готовится ввести экономические санкции против Москвы, безусловно, можно записать в актив президенту. И этот актив перевесит тот пассив, который тоже присутствует - ведь подобному же ответу, но уже со стороны Клинтона, в Москве, конечно, не обрадуются. Но дело в том, что Билл Клинтон - лидер иного склада: грозить он может только ослабленной многолетними санкциями и в несколько раз менее мощной в военном смысле Югославии, может грозить Ираку. Но России - нет. Абсолютно верны утверждения, что запас мер, которыми Запад может добиваться от России прекращения военной кампании в Чечне, очень сильно ограничен.

А альянс, пусть пока чисто символический, Москвы и Пекина сузит рамки этого запаса еще больше. Конечно, нельзя рассчитывать, что китайцы без оглядки бросятся к нам в объятия и будут защищать наши интересы с той же самоотверженностью, с которой они защищают свои. Но на сегодняшний день Китай - одно из немногих государств, которое полностью нас понимает, а потому сближение с ним вполне естественно: ведь Запад со своей стороны понимает только сильных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума возвращает миграционную политику правительству

Госдума возвращает миграционную политику правительству

Иван Родин

Пособничество нелегальным гастарбайтерам объявлено особо тяжким преступлением

0
1300
Доходы от перевозок пройдут мимо нового небоскреба РЖД

Доходы от перевозок пройдут мимо нового небоскреба РЖД

Михаил Сергеев

Пассажирские билеты будут дорожать до "экономически обоснованного уровня"

0
1449
Ценные госбумаги резко обесцениваются

Ценные госбумаги резко обесцениваются

Анастасия Башкатова

Ведомству Силуанова подпортили планы по финансированию бюджетного дефицита

0
1827
По закону партии пока нельзя объявлять иноагентами

По закону партии пока нельзя объявлять иноагентами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Руководителям и активистам "Яблока" такой статус присваивают в порядке очереди

0
1227

Другие новости