В МИНУВШИЙ уик-энд разрешилась долго обсуждавшаяся проблема визита на Северный Кавказ действующего председателя ОБСЕ, главы норвежского МИДа Кнута Воллебэка. Министр иностранных дел России Игорь Иванов предложил ему осуществить свою поездку 14-15 декабря. Таким образом, Воллебэк поедет в регион в установленные Россией сроки и по определенному в Москве маршруту. Возможности что-либо изменить в условиях поездки у норвежского дипломата практически отсутствуют: в этом случае он рискует вообще не попасть в районы, где проживают беженцы из Чечни. По крайней мере в нынешнем своем качестве председателя ОБСЕ.
В прошлую субботу у Иванова состоялся телефонный разговор с госсекретарем США Мадлен Олбрайт, которой ранее Воллебэк жаловался на то, что его никак не хотят пускать в Чечню. Но за несколько часов до беседы с госсекретарем российский министр успокоил: действующий председатель ОБСЕ на Северный Кавказ поедет. Таким образом, были сняты все имевшиеся и потенциальные претензии к России, которую тот же Воллебэк уже начал подозревать в желании отказаться от взятых в Стамбуле обязательств.
Москва, изрядно потрепав нервы действующему председателю ОБСЕ, все же разрешила ему съездить на Северный Кавказ. Но только на тех условиях, которые она сама и предлагает. Естественно, ни о какой встрече с Асланом Масхадовым речи быть не может, равно как и о поездке по районам, которые не контролируются федеральными войсками. Интересна и еще одна деталь: Воллебэк поедет в Чечню и прилегающие к ней районы Ингушетии одним из последних, хотя по идее как председатель ОБСЕ должен был оказаться там в числе первых. И оказался бы, если бы не занятая им изначально антироссийская позиция в чеченском вопросе и переписка с Грозным за спиной Москвы, о чем "НГ" подробно информировала читателей в предыдущих номерах.
Но все получилось иначе. На Северном Кавказе без особых проблем побывали те, кто никаких высказываний и действий, ставящих под сомнение суверенитет России над Чечней, не допускал, а выполнял свои прямые обязанности гуманитарного характера: это и верховный комиссар ООН по делам беженцев Садако Огата, и комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, и начинающая работу представительная миссия Организации Исламская конференция.
В состав этой миссии, кстати, входят главы внешнеполитических ведомств Ирана, Катара, Марокко, Буркина-Фасо, что свидетельствует о той важности, которое эти страны придают отношениям с Россией. Сегодня утром они уже должны вылететь в Ингушетию, а далее - в Дагестан. Их будут сопровождать представители российских ведомств. Сама же миссия носит чисто гуманитарный характер и, в отличие, например, от той же ОБСЕ, намерена на месте решить вопрос об оказании гуманитарной помощи.
Вопросы, касающиеся ситуации в Чечне, будут обсуждаться завтра и в Милане, куда прибывает сегодня с однодневным рабочим визитом Игорь Иванов. С приглашением ему посетить этот город обратился глава МИД Италии Ламберто Дини. Вместе с Ивановым в Милан приедет и глава германского внешнеполитического ведомства Йошка Фишер. Поводом для созыва неформальной, как подчеркивают в российском МИДе, встречи послужило открытие нового театрального сезона в знаменитом театре "Ла Скала". Опера Бетховена "Фиделио", которой и открывается новый сезон, является гимном объединенной Европе, и "вот почему я решил пригласить на премьеру своих коллег из России и Германии", - такое несколько странное объяснение тройственной встрече представил вчера Ламберто Дини.
Но вместе с тем состав участников "театральных" переговоров дает основания полагать, что северокавказскому аспекту на них будет уделено первостепенное внимание. В конце сентября именно Бонн и Рим стали первыми европейскими столицами, которые выступили с резкой критикой действий Российской армии в Чечне. То совместное заявление было лишь первой каплей в потоке обвинений Запада, который обрушился на Россию.
Однако тот доброжелательный фон, который постарался создать хозяин миланской неформальной встречи, свидетельствует, что на Западе постепенно осознают бесполезность любых попыток говорить с Россией о чеченской войне в тех тонах, которые Москве не нравятся. И уж тем более это опровергает всякие домыслы о возможной политической изоляции России.
В этой связи стоит напомнить о воскресном заявлении российского премьера Владимира Путина, отметившего, что сохранение теплых отношений со странами Запада и Востока, конечно, важно для нашей страны, но если сохранение этих отношений может привести к распаду государства, то вряд ли подобные отношения нужны России. Вероятно, данное заявление не останется незамеченным на Западе. Там должны сделать вывод: Москва не намерена вставать на путь самоизоляции, но приоритетом во внешней политике будет оставаться защита собственных интересов, главным из которых является сохранение целостности государства.