ГДЕ РАЗМЕСТЯТ ПАЛОМНИКОВ?
Виа Долороза (крестный путь) - путь, по которому прошел Спаситель, неся крест от зала суда Пилата до Голгофы. |
К этому можно прибавить молодежные общежития, или "гостиницы при кибуцах", - небольшие отели при сельскохозяйственных кооперативах. Некоторые туристы остановятся у своих родственников. Так что, скорее всего, мест хватит для всех. Ожидается, что в "обычный день" 2000 года в Израиле одновременно будут находиться до ста тысяч туристов. Тур равен примерно 8-12 дням, в месяц это 250-300 тыс. человек. Отсюда и цифра три миллиона за двенадцать месяцев.
Самый большой наплыв туристов должен произойти в конце марта будущего года. Именно на эти сроки намечен визит в Иерусалим Папы Римского. Тогда в Израиль одновременно могут приехать примерно 200-250 тыс. иностранных туристов. Ожидается, что весь этот мощный наплыв верующих, в основном католиков, скорее всего обрушится на несколько христианских центров - прежде всего Иерусалим, а также Назарет и расположенный на территории Палестинской автономии Вифлеем, или Бейт-Лехем, как называют его палестинцы. Это, конечно же, тяжелое испытание для властей этих городов. Очевидно, что немалое число верующих им предстоит принять и в рождественские дни этого и 2000 года.
Однако, как считают в Министерстве туризма, даже в дни пребывания Папы никоим образом не упадут объемы традиционного для Израиля туризма, не связанного с торжествами 2000 года. Немало туристов, как это часто бывает, вообще "оставят в стороне от своих маршрутов" Иерусалим, а проведут отпуск в фешенебельных отелях Эйлата на Красном море, в санаториях Мертвого моря или на пляжах Средиземного моря.
Израиль может заработать очень много, если, конечно же, "не помешают". Здесь принято считать, что один турист "оставляет" за "пакет услуг" примерно 1400 долларов... Что касается бедных паломников, то наверняка среди них окажется множество людей бедных, отдающих последнее, чтобы посетить в 2000 году Святую Землю... Хотя не стоит забывать, что очень часто человек верующий готовится к такой поездке всю жизнь. Он копит деньги. Конечно же, не для того, чтобы "спустить" их в казино, которого, кстати сказать, в Израиле нет, зато есть на территориях Палестинской автономии.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Стать гидом в Израиле, т. е. получить надлежащий документ, непросто, хотя спрос на них возрастает. Если, например, человек приехал из СНГ и намерен водить экскурсии с русскоязычными группами, все равно экзамен он должен сдать и на иврите. Как подчеркивают в Министерстве туризма, здесь не будут мириться с тем, что, водя экскурсии по христианским храмам, гид говорит глупости. Он должен отлично разбираться в Библии, знать все даты, связанные с историей христианства, Святой Земли. Такая подготовка часто становится не под силу для многих уже немолодых репатриантов из бывшего СССР, чьи студенческие годы прошли во времена существования кафедр научного атеизма. Но и для молодежи все не так просто.
Арабская молодежь в данном смысле более "раскрепощена". Группы таких парней постоянно "фланируют" возле входа в христианские храмы в Иерусалиме, Назарете или Вифлееме. Они буквально "за руки хватают" туристов и предлагают провести экскурсии. Сначала просят недорого - 20 шекелей (примерно пять долларов). Но в конце экскурсии обычно выясняется, что гид "не то имел в виду", он "дополнительно" показал то-то и то-то, провел с вами намного больше времени, чем задумывал, и так далее. Так что, будьте добры, платите сотню шекелей, и это, поддержат вашего гида сразу же появившиеся рядом его коллеги, "еще очень дешево".
То же самое относится и к молодым водителям-арабам. Например, "заблудиться" на улицах Вифлеема намного проще, чем найти правильную дорогу. Вы можете попасть на какую-то очень узкую улочку и к своему ужасу понять, что автомашина уже очень скоро не сможет протискиваться между стенами домов. Если гид или просто какой-либо добровольный помощник найдет вас в такой ситуации, готовьтесь выложить пару сотен. В противном случае вы "там и сгинете". Доводить до такой ситуации никто не хочет, поэтому часто, въехав в тот же Вифлеем или Назарет, экскурсанты почти сразу же паркуют свои машины и нанимают местных "частников". Первоначальная цена - три шекеля, от силы пять, причем за то, что вас отвезут "туда и обратно". Однако позже, уже по возвращении, выясняется, что опять "все не совсем так": услуга стоит 40 шекелей, "никак не меньше". "Вас долго ждали...", "Вы не поняли..." и так далее. В конце концов стороны сходятся на 20 шекелях.
Как считают мои собеседники, туристический бизнес требует, с одной стороны, очень квалифицированных кадров, а с другой - может дать хлеб людям вообще почти без образования. Первые - это, конечно же, профессиональные гиды, менеджеры отелей, работники туристических компаний и так далее. Здесь люди должны владеть интеллигентной профессией. Вторые же могут работать почти без подготовки - горничными гостиниц, уборщиками и так далее. Могут они, как это делают многие арабские парни, вообще просто морочить людям голову.
С ЧЕМ ПРИДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ ПРИЕЗЖЕМУ
В Израиле проблемы начинаются с аэропорта имени Бен-Гуриона. По крайней мере до сих пор прибывающих сюда пассажиров, в основной массе, естественно, туристов, встречают длиннющие очереди у стоек паспортного контроля. Новый министр внутренних дел Натан Щаранский, бывший советский диссидент, несколько раз подчеркивал, что уже в ближайшее время очереди в аэропорту исчезнут. Он также твердо обещал покончить и с возмутительными случаями безосновательного отказа в пропуске через паспортную стойку прибывающих туристов, в первую очередь из стран СНГ.
Все дело в том, что до недавнего времени Министерство внутренних дел руководилось религиозной партией ШАС, представляющей интересы евреев-сефардов, выходцев из стран Востока, в основном из Марокко.
Случались даже и совершенно дикие случаи, когда чиновники отсылали прибывших из России, Украины или Казахстана женщин только за то, что им "посчастливилось" быть блондинками. Почему-то в данном случае чиновнику, выходцу из Марокко, казалось, что эти женщины являются представительницами самой древней профессии.
Есть и другие проблемы, способные серьезно осложнить для туристов пребывание в Израиле. Причем на этот раз они связаны действительно в первую очередь с вопросами безопасности. Многие из них возникают "стихийно".
Некоторое время назад такой проблемой, например, стало неожиданное "противостояние" христиан и мусульман в одной из главных "точек" мероприятий 2000-летия - Назарете.
Все началось в апреле, когда "вдруг" толпы мусульман и христиан города вышли на улицы и начали забрасывать друг друга камнями и бутылками. Причиной столкновений стал спор вокруг небольшого участка земли, расположенного напротив храма Благовещения. Храм возведен на месте, где, согласно преданию, архангел Гавриил явился перед Девой Марией и сообщил, что она родит Сына. Христиане намеревались создать к празднествам 2000-летия Рождества Христова на прилегающей площади сеть небольших магазинов сувениров. Однако мусульмане считают эту площадь своей, поскольку ранее на ней располагалась мечеть.
Мелкие стычки на площади начались в воскресенье, 4 апреля, сразу после богослужений. Сначала они ограничивались спорами в сквере. Но затем мусульманская молодежь начала сначала срывать кресты, прикрепленные к внешним зеркалам автомашин, а позже и бить камнями лобовые стекла, чтобы добраться до крестов, висящих на зеркалах в салоне.
Христиане составляют большинство населения города, поэтому в Назарет из окрестных мест во все эти дни прибыли тысячи мусульман, чтобы поддержать "своих". Столкновения имели очень ожесточенный характер, и проблема не решена до сих пор. Стороны настаивают каждая на своем. Мусульмане указывают, что построят "на своем законном месте" мечеть, христиане возражают. Дело даже дошло до того, что вопрос этот уже несколько раз обсуждался на специальных заседаниях израильского правительства, а, согласно данным некоторых израильских СМИ, Папа Римский может отложить в марте или чуть ли не отменить вообще свой визит в Израиль, если спор не будет решен в пользу христиан.
Однако, как уверили меня в Министерстве туризма, не исключено, что пресса, "как всегда", все преувеличивает.
Тем не менее этого уже никак не скажешь про недавние волнения в Вифлееме, городе, где также находится одна из христианских святынь - храм Рождества Христова, возведенный над пещерой, где, согласно преданию, был рожден Иисус. Волнения эти имели место в конце октября. Они начались после убийства израильским солдатом палестинского юноши. Израильтяне при этом утверждали, что в руках у палестинца был нож, с которым он намеревался напасть на солдата. Однако жители города, напротив, указывали, что юноша был совсем безобидным и просто невозможно себе представить, чтобы он взялся за оружие.
Как указывали в те дни израильские власти, они были возмущены полным безразличием ко всему происходящему со стороны палестинской полиции, которая, как им казалось, скорее даже была на стороне демонстрантов.
То есть ситуация, как совершенно правильно оценивают ее многие наблюдатели, вовсе не способствовала приезду в Вифлеем туристов. В частности, президент США Билл Клинтон даже обратился к американцам с призывом исключить Вифлеем из своих "рождественских маршрутов", дабы не подвергать опасности свою жизнь и здоровье.
КАК БУДЕТ ОБЕСПЕЧЕНА БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТОВ
Безопасность туристов, считают мои собеседники из Министерства туризма, - один из главных вопросов, который должна решать страна, рассчитывающая на доход от туристического бизнеса. Естественно, указывают они, мало кто согласится сегодня купить тур, например, в Афганистан, Чечню или Косово.
Но, как подчеркивают мои собеседники, любой прибывший в Израиль иностранец не может не обратить внимания, как много здесь делается для обеспечения безопасности. Немало приезжих убеждены, что даже "слишком много". Некоторых туристов даже несколько "веселит" разговор "с пристрастием", который проводят в аэропорту имени Бен-Гуриона с прибывшими и отбывающими пассажирами представители местной службы безопасности.
Однако подобные диалоги с представителями службы безопасности в аэропорту, как правило, израильтян не раздражают. Ведь их единственными "жертвами" могут стать только террористы и контрабандисты. Если же ничего предосудительного у пассажира не найдут, он может спокойно следовать в самолет. С точки зрения безопасности, считают в Министерстве туризма Израиля, для туристов все организовано безукоризненно. Так что можно не беспокоиться. К тому же на мероприятиях 2000-летия заработает не только Израиль, но и палестинцы. Ведь очень многие Святые места христианства располагаются на территориях Палестинской автономии. Хотя бы тот же Вифлеем.
Поэтому вряд ли даже радикальные палестинские организации захотят препятствовать выгодному бизнесу. В автономии создаются новые гостиничные места, строятся рестораны и так далее. В Иерихоне создано даже казино, основными посетителями которого на данный момент являются израильтяне.
Принимать туристов палестинцы будут, естественно, прежде всего с израильской территории, но не только. Многие туристы смогут приехать, например, из Иордании через мост Алленби или воспользоваться новым аэропортом в секторе Газа.
ИЕРУСАЛИМ - ГОРОД ТРЕХ РЕЛИГИЙ
Этот город всегда "бурлил". Все дело в том, что здесь расположены святыни трех религий - христианства, ислама и иудаизма. Отношения между их приверженцами не всегда были спокойными. Случалось, что они не только брались за камни, но и за пистолет и нож, чтобы доказать, "кто в доме хозяин".
В июле этого года в Израиле, как и всеми на Ближнем Востоке, отмечалась важная историческая дата: 900 лет назад по призыву Папы Римского Урбана II армии крестоносцев захватили Иерусалим. Так началась эпоха христианского присутствия на Ближнем Востоке.
Интересно, что данное событие в Израиле широко обсуждалось не только историками, но и в обществе в целом. Согласно некоторым оценкам, хотя оно и произошло в 1099 году, но является и сейчас крайне актуальным. Этой точки зрения прежде всего придерживаются и некоторые радикальные палестинские организации. Там четко проводится сравнение между тогдашними крестоносцами и сегодняшними израильтянами, которые так же, дескать, как когда-то крестоносцы, являются сейчас "передовым отрядом Запада на Ближнем Востоке". Да и в некоторых арабских странах в связи с этим можно часто услышать, что крестоносцы не продержались в Иерусалиме и ста лет, потерпев сокрушительное поражение от армий мусульман. Позже армия Саладина выбила крестоносцев из Акко, и этот некогда богатейший порт-крепость на Средиземном море долго находился в запустении и разрушался. Такая же участь, дескать, ждет и города Израиля. Причем несмотря на то, что он обладает военным превосходством над арабами. И у крестоносцев, дескать, оно было, и они также целиком зависели от помощи с Запада.
Здраво мыслящие палестинцы, как и израильтяне, отвергают подобные рассуждения, указывая, что параллели здесь неуместны. Прежде всего, подчеркивают они, в наши дни речь надо вести не о "решающих сражениях", а о мире. Тем более что именно сейчас процесс ближневосточного урегулирования, кажется, имеет шанс на успех.
Что же касается самой даты, то в ее честь небольшая группа проживающих в Израиле христиан организовала в июле в Иерусалиме небольшое шествие, участники которого просили прощения у всех попадавшихся на их пути мусульман и евреев за те страдания, которые принесли крестоносцы их предкам. Как известно, взятие Иерусалима в 1099 году сопровождалось зверской резней его жителей. Во время шествия многие христиане плакали и повторяли, что они очень сожалеют обо всем произошедшем... 900 лет назад.
Даже "видавших виды" иерусалимцев данное мероприятие несколько озадачило, хотя, как считают, не удивило. Здесь привыкли к самым разным проявлениям религиозных чувств граждан. Ортодоксальные евреи, например, дабы обеспечить "святость субботы", завязывают в своих кварталах в этот день черной материей светофоры, создавая помехи для уличного движения, поскольку, по их глубокому убеждению, пользоваться автотранспортом в субботу нельзя.
НОВЫЙ ГОД И КОШЕРНОСТЬ
Но это все, как говорится, "цветочки". Дело в том, что религиозные чувства ортодоксальных евреев могут стать серьезнейшим препятствием на пути организации новогодней ночи 2000 года. Если вы до сих пор намереваетесь встретить Новый год в Иерусалиме, никто не может в данный момент гарантировать, что это получится. Дело в том, что ночь эта, согласно прихоти календаря, в этом году как раз приходится с пятницы на субботу, то есть согласно правилам, соблюдаемым верующими евреями, ни о каких празднованиях в эту ночь и думать нельзя. Вечером в пятницу 31 декабря, как всегда, в домах евреев зажгутся свечи, и все... Никто не вправе работать, то есть готовить в ресторане пищу, разносить ее по столикам, играть на музыкальных инструментах и так далее. Так до вечера в субботу, то есть 1 января, когда уже "никому ничего и не надо".
Очень трудно предсказать, решится ли какой-либо "кошерный" ресторан в Иерусалиме нарушить "святость субботы". Последствия для него в данной связи могут оказаться весьма печальными. Еще не известно, будут ли его хозяева подсчитывать прибыль или убытки от совершенно реального в этой ситуации налета ортодоксов с камнями и палками.
Согласно последним публикациям израильских газет, в связи с такой ситуацией страна уже лишилась сотен тысяч туристов, которые намеревались провести здесь Рождество и встретить 2000 год. Об этом речь шла недавно и на заседании экономической комиссии кнессета. Обсуждалось, в частности, вынесенное главным раввинатом постановление о том, что гостиницы, в которых будут отмечать Рождество, или просто установят в своих помещениях рождественские елки, будут лишены "свидетельства о кошерности".
"Какое отношение имеет "кошерность" к елке?" - спрашивают газеты, призывая главный раввинат не превышать свои полномочия. К тому же, как отмечают в данной связи некоторые наблюдатели, вряд ли можно было бы ожидать, что израильтянам понравилось бы решение церковных властей, например где-нибудь в Европе, применить санкции против ресторанов, где евреи привыкли довольно шумно отмечать свои праздники.
ПРОБЛЕМЫ СО СТАТУСОМ ИЕРУСАЛИМА
Вообще же Иерусалим повидал множество серьезных столкновений между представителями различных религий. Причем не только в средневековом прошлом или во время арабо-израильских войн, а в самом недавнем времени. Ведь проблема, связанная с его статусом, так до сих пор и не решена, точнее еврейская часть населения Израиля в своем подавляющем большинстве уверена, что решена: Иерусалим, дескать, будет оставаться "вечной и неделимой" столицей Израиля. Палестинцы требуют вернуть им восточную часть города, которая принадлежала им до Шестидневной войны 1967 года. Они также претендуют на часть кварталов в западной части.
Еще в недавние годы Интифады данный спор решался не за столом переговоров, а на улицах, где палестинские боевики устраивали настоящий террор для израильтян, требуя возврата своих земель. Так было по всему Израилю, и Иерусалим не был исключением.
Сегодня данную проблему призваны решить переговоры об окончательном урегулировании между Израилем и палестинцами. Они должны стать уже последними, предшествующими окончательному разделению израильтян и палестинцев. Идут переговоры трудно, в том числе и в отношении будущего Иерусалима. Здесь предлагаются различного рода проекты. Например, некоторые израильские политики выдвигают "хитрый компромисс" - расширить муниципальную юрисдикцию "большого Иерусалима" и включить в его границы несколько арабских деревень. Одна из них - Абу-Дис, дескать, в будущем и превратится в столицу Палестинского государства. Данный проект даже включает в себя разработку "безопасного коридора" между Абу-Дисом и исламскими святынями в Старом городе. Через него тысячи мусульман смогут ежедневно направляться на намаз в свои мечети на Храмовой горе.
Все эти проблемы в Иерусалиме, считают наблюдатели, конечно же, могут отрицательно повлиять на мероприятия, посвященные 2000-летию Рождества Христова. Хотя, как указали мне в Министерстве туризма, скорее всего прибывающих в Святой город туристов и паломников будут волновать здесь другие вопросы.
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ
Последний путь, который прошел Христос от Гефсиманского сада, где он был схвачен стражей, до Голгофы проходит сегодня через шумный христианский квартал Старого города, через Львиные ворота, мимо монастыря святой Анны, к женскому католическому монастырю Сестер Сиона. На этом месте и располагался римский преторий с башней Антония, где, согласно Библии, прокуратор Понтий Пилат допрашивал и осудил Христа. Далее по улице Виа Долороза, к коптскому монастырю, к месту, где Христос упал в третий раз. И через калитку во двор. На месте где был распят, погребен, а затем воскрешен Христос - сейчас святая святых христианства - Храм Гроба Господня.
Первоначально он был построен еще в VII веке, но разрушен персами. Затем восстановлен крестоносцами в 1149 году и дошел до наших дней, по некоторым оценкам, мало изменившись, правда, серьезно пострадав от сильного землетрясения 1927 года.
Направо - крутая лестница с высокими каменными ступенями. Она ведет к месту, где стоял крест, на котором был распят Христос, то есть на Голгофу. Это место обозначено вмонтированным в камень серебряным диском. Сразу перед входом - камень Помазания. На него, согласно преданиям, было положено тело Иисуса, снятое с креста. Слева - купольная часовня, над пещерой, где находится место захоронения Христа.
Приехавший в Израиль турист или паломник имеет уникальную возможность соприкоснуться с библейскими историями. Куда ни пойди, кажется, что повсюду здесь для христианина Святая Земля...
Это отчетливо можно понять, например, в Назарете. На месте, где Дева Мария получила Благую весть, что у нее родится Иисус, - сейчас храм Благовещения. Его несколько раз разрушали и возводили снова. Внутри - известковая природная скала, под ней пещера, в которую ведет лестница. Пол и стены выложены мрамором. Двумя гранитными колоннами отмечены места, где стояли архангел и Дева Мария. К храму пристроена небольшая церковь, на том месте, где, как считается, плотничал Иосиф.
Не менее интересен Вифлеем, город, где родился Христос. Пещера, где это произошло, отделана мрамором. В неглубокой нише небольшой алтарь, перед которым горит множество свечей. Само место рождения Иисуса определено серебряной звездой, рядом - грот с небольшой нишей, куда Дева Мария положила своего новорожденного сына.
РУССКИЕ В ИЗРАИЛЕ
В Министерстве туризма считают, что с русскоязычными группами в Израиле нет проблем. Многие уверены, что дела с их обслуживанием обстоят ничуть не хуже, чем с обслуживанием англоязычных. А может быть, и лучше. Гидов, говорящих на русском языке, для которых он родной, сегодня хватает, несмотря на сложности с экзаменами.
Приехавшие из России и других государств СНГ туристы, возможно, вообще не будут замечать, что находятся за границей. Повсюду можно услышать русскую речь. В специальных продовольственных "русских" магазинах, на рынке можно купить практически любой продукт, привезенный с территории бывшего СССР.
К услугам русскоязычных туристов три программы российского телевидения, любимые газеты. Местная русскоязычная пресса. На русском языке ведут свои передачи две израильские радиостанции. А гуляя вечером по улицам некоторых израильских городов, вообще можно забыть, что находишься "так далеко" от дома. Вокруг русская речь.
Так что, как говорится, нет проблем. Хотя, если вам так скажут, конечно же, не верьте. Проблемы, как указывалось выше в этой статье, есть, причем серьезные. Однако дата 2000-летия Рождества Христова уникальна. Ведь никто же не надеется дожить до следующего столь же крупного юбилея. Поэтому миллионы туристов, в том числе и из России, готовятся к поездке на Святую Землю. Ведь побывать здесь в это время - память на всю жизнь...