Оружие пока еще остается главным гарантом собственной безопасности в Чечне. Фото Владимира Павленко |
НЕСМОТРЯ на присутствие других немаловажных для мирового сообщества проблем, вынесенных на саммит ОБСЕ, западная пресса все-таки вынуждена была признать: главным героем на форуме был президент России Борис Ельцин, а главной темой и главным камнем преткновения - позиция России в Чечне и варианты решения этой проблемы. Комментируя происходящее на саммите ОБСЕ в Стамбуле, пресса практически всех стран сошлась на том, что серьезно повлиять на изменение жесткой позиции российского правительства вряд ли удастся. "Критика, обрушившаяся на Россию в связи с продолжающейся в Чечне антитеррористической операцией федеральных сил, не изменила твердой позиции Москвы в отношении урегулирования ситуации на Северном Кавказе", - отмечает немецкая газета "Генераль-анцайгер". И на это у западной дипломатии есть свои причины. "Было бы крайне опрометчиво, - пишет немецкая газета "Шварцвельдер боте", - при нынешнем сложном положении в Чечне вступать на путь конфронтации с РФ". Если Балканы - мягкое подбрюшье Европы, то Чечня, считает газета - "восточное преддверие Европы", где столкнулись экономические интересы США и России. Противоречия между Россией и США, пишет французская "Фигаро", занимая таким образом нейтральную позицию стороннего наблюдателя, прежде всего связаны с экономическим фактором. Северный Кавказ стал "заложником" битвы великих держав за богатства региона, и прежде всего за каспийскую нефть.
Хором настаивая на необходимости диалога с чеченскими лидерами и открытия доступа для оказании гуманитарной помощи, лидеры западных государств, а заодно и пресса этих государств все же признают: методов давления на Россию не так уж много, а применять против нее какие-либо санкции нельзя, так как это отрицательно скажется не только на ее внутренней политике и повредит "молодой демократии", но и вернет мир к временам холодной войны, на пороге которой он сейчас находится в немалой степени из-за конфликта в Чечне. Запад не сомневается в своей правоте, апеллируя тем, что война в Чечне ведется Россией незаконно, вопреки всем международным нормам и в первую очередь правам человека. В более или менее жесткой форме об этом пишут практически все западные газеты. Однако после того как стало ясно, что на уступки Россия в Стамбуле не пойдет, западная пресса пришла к выводу, что Парижу, Лондону и Вашингтону ничего другого не остается, как "хвалить себя за то, что им удалось внести пункт о Чечне в повестку дня саммита", как пишет "Генераль-анцайгер", убеждаясь в том, что "это все равно не изменит статус-кво".
Наиболее жесткой позиции придерживаются американские СМИ, пользуясь сложившимся положением для нанесения удара по авторитету ОБСЕ, так как "данная организация призвана служить гарантом отсутствия подобных конфликтов и выступать решительным защитником прав человека", отмечает "Нью-Йорк таймс". Сравнивая нынешний саммит с тем, что проходил в Будапеште пять лет назад, когда "был устроен большой прием, в то время как в каких-нибудь ста милях бомбили Сараево", газета считает, что ничего другого, кроме как "острого словесного обмена", и не ожидалось. Автор все же выражает свою позицию, заявляя, что Ельцин пошел вразрез со всеми другими лидерами, участвовавшими в форуме. В этой связи он приводит слова президента Эстонии Леннарта Мери, бойкотировавшего "в знак протеста против трагических событий в Чечне". "ОБСЕ устраивает празднества, но ей следует перейти к действиям", - заявил он.
"Суд", который западные страны пытались вершить над Россией, считая своим долгом вынести ей свой приговор за Чечню, не обошел стороной и Японию, которая хоть и не входит в ОБСЕ, однако является второй экономической державой, чье мнение весьма авторитетно в мире. Стремясь как можно скорее добиться выгодного для себя урегулирования вопроса с северными территориями, японское правительство надеется добиться подписания договора до президентских выборов в июле следующего года. Приходя к выводу о том, что поворот к холодной войне невозможен, японская печать считает, что Россия и по экономическим, и по внутриполитическим причинам не может сейчас прекратить войну в Чечне. К тому же демократические преобразования медленно, но осуществляются.
Подписание документов на саммите в Стамбуле и особенно Хартии европейской безопасности - еще один важный шаг в определении международных норм. Это первый вывод. Второй вывод в том, что мнения по оценке итогов встречи расходятся. Запад хвалит себя и считает, что русские пошли на уступки, а российская сторона считает иначе. В этом споре Москва выглядит более правой.