Хавьер Солана будет совмещать свою должность в ЕС с постом генерального секретаря ЗЕС. Фото Андрея Никольского |
ВЕТРЫ перемен начинают проникать в размеренную, отлаженную десятилетиями жизнь учреждений Европейского союза. В беседе с корреспондентом "НГ" председатель Комиссии ЕС Романо Проди говорит: "Моя позиция такова: надо кое-кому расстаться с иллюзией, что реформы Европейского союза могут подождать, что их можно будет принять на какой-то особой конференции. Это опасное заблуждение... Ведь процесс расширения ЕС, присоединения новых членов уже пошел, и я не представляю себе, что он может быть прерван, что может возникнуть пауза". Приступив два месяца назад к своим обязанностям, Проди объявил тогда о приоритете в деятельности его кабинета - максимальное расширение Евросоюза практически для всех желающих. В приемную этой организации уже впустили шестерых кандидатов - это Венгрия, Чехия, Польша, Словения, Эстония и Кипр. Проди ратует за то, чтобы в их числе были также Литва, Латвия, Словакия, Болгария, Румыния и Мальта. В общем, он ведет дело к тому, чтобы уже в 2000 году начать конкретные переговоры со всей дюжиной стран на предмет их членства.
Партнеры по Евросоюзу так или иначе склоняются к тому, чтобы сделать такой жест, но без особого энтузиазма, поскольку не горят желанием видеть этих бедных родственников в своем респектабельном замкнутом клубе. Однако делать ничего - идет политическая игра, и отступать или выходить из нее уже невозможно. Дело в том, что Проди сумел так заострить, раскрутить и подать вопрос о необходимости приема новых участников, что отмахнуться нельзя - это будет демонстративный вызов Восточной Европе, осложнит надолго отношения с ней и чревато непредсказуемыми последствиями.
Затем Романо Проди делает второй ход, ход конем: объявляет на прошлой неделе о существенных реформах, которыми он намерен "модернизировать" Европейский союз". В преддверии встречи в верхах глав государств и правительств 10 и 11 декабря в Хельсинки вносятся предложения: во-первых, отказаться от принципа консенсуса в принятии общеевропейских решений, а делать это простым большинством голосов; во-вторых, ограничить число комиссаров Комиссии ЕС (по сути общеевропейских министров) квотой в 20 единиц.
Определенная логика в этом есть. Однако, по существу, берется курс на диктат ведущих, как здесь говорят, зубров, то есть больших и влиятельных стран, которые просто-напросто будут подминать под себя и заставлять следовать за собой младших партнеров. Первые неоднократно сталкивались с такой ситуацией, когда им было бы выгодно протащить то или иное постановление в ущерб малым странам, но, понимая, что оно не пройдет, воздерживались от этого. Так что принцип единогласия был эффективным сдерживающим фактором в деле соблюдения интересов больших и малых стран. Новая же форма голосования, предлагаемая Проди, коренным образом меняет обстановку внутри ЕС, и страны в тяжелом весе смогут воздействовать на остальных. Чувствительное ущемление прав государств небольших габаритов содержится в проекте реформы о представительстве в Комиссии ЕС. Сейчас от каждой крупной страны там два комиссара, от малой - один. После намечающегося расширения Евросоюза участников будет 27, а комиссаров, стало быть, всего 20. В разговоре с корреспондентом "НГ" комиссар по делам реформ Мишель Барнье сказал: "Члены Европейского союза должны быть готовы к тому, что в одно прекрасное время далеко не каждый из них может быть представлен в Комиссии ЕС своим комиссаром". Естественно, при таком раскладе отыграются на малых странах, в первую очередь на новичках. Ведущих же зубров такая участь не постигнет, ведь немыслимо, чтобы Франция или Германия не имели своих комиссаров в руководстве Евросоюза...
В итоге вырисовываются контуры нового широкомасштабного по числу членов Евросоюза, который будет некоей коалицией государств, где примерно четыре будут главенствовать - Франция, Германия, Великобритания, Италия, - а все остальные перейдут в разряд "идущих по проложенному курсу".
Брюссель
ЕВРОПЕЙСКИЙ союз должен осуществлять свою военную политику и даже иметь "военную десницу", чтобы "реагировать более адекватно на кризисные ситуации". Такие, например, как в Косово. Об этом шла речь в понедельник на встрече министров иностранных дел и обороны 15 стран ЕС в Брюсселе.
Все еще помнят о том, как в начале года Вашингтону пришлось приложить немало усилий, чтобы "уломать" европейцев, в частности страны ЕС, "на безоговорочную поддержку" военной операции США и НАТО против Югославии. Важную роль в этом сыграл генеральный секретарь Североатлантического альянса испанец Хавьер Солана, избранный два года тому назад на этот ответственный пост именно благодаря "решающей поддержке" со стороны американской администрации.
В Брюсселе министры иностранных дел и обороны сделали шаг вперед в выработке "оборонной политики" Европейского союза, которая предусматривает формирование совместных сил быстрого реагирования. Принято также решение о создании нового комитета. В его состав войдут высшие чиновники стран - членов ЕС, которым предстоит "обсуждать и решать будущие кризисы". А Хавьер Солана, избранный недавно по протекции Вашингтона координатором внешней политики и безопасности Европейского союза, получил "добро" на занятие еще одного важного поста. Уже в конце месяца он будет назначен новым генеральным секретарем Западноевропейского союза (ЗЕС), во главе которого до сих пор стоял португалец Жозе Кутилейру.
Решение министров иностранных дел и обороны о создании нового комитета по оборонной политике и военным вопросам будет одобрено на ближайшей встрече в верхах ЕС, которая состоится в декабре в Хельсинки. И уже в первый месяц нового года он начнет функционировать временно в качестве совещательного органа. Полагают, что комитет заработает в полную силу к концу 2000 года.
Уже известно, что принятые в Брюсселе в прошедший понедельник решения получат поддержку и одобрение на заседании совета министров стран Западноевропейского союза, которое пройдет 22-23 ноября в Люксембурге.
Хавьер Солана будет совмещать пост генерального секретаря ЗЕС со своей должностью высшего чиновника, отвечающего за вопросы внешней политики и безопасности ЕС. В Лиссабоне, например, считают, что Солане теперь "весьма пригодится его предыдущий опыт", приобретенный на посту генерального секретаря НАТО, который он оставил совсем недавно.
Одновременно Португалия поддерживает присутствие Хавьера Соланы на заседаниях НАТО, а также участие, в свою очередь, генерального секретаря НАТО в работе совета по общим вопросам ЕС, когда обсуждаются вопросы обороны. Эта позиция правительства Антониу Гутерреша было доведена до сведения нового генерального секретаря Североатлантического альянса, англичанина Джорджа Робертсона, во время его однодневного визита в Лиссабон в начале ноября.
Судя по материалам португальской прессы, Лиссабон убежден, что в настоящее время "политическое и военное влияние" Европейского союза на международные дела значительно слабее, чем его "экономическое влияние" в мире. Правда, здесь также признают, что усиление "военной составляющей Европейского союза - дело не простое" и может натолкнуться на значительное сопротивление во время "дебатов внутри союза относительно степени свободы маневра и независимости новых структур ЕС от уже существующих руководящих органов".
С 1 января по 31 июня 2000 года Португалия будет председательствовать в Европейском союзе и уже сейчас проявляет особую активность в плане создания и усиления "военной составляющей" союза.
"Мы будем делать все, чтобы ЕС продвигался быстро в направлении поглощения ЗЕС и максимально использовал это слияние", - заявил на днях португальский министр иностранных дел Жайме Гама. В одном из своих последних интервью, опубликованном 11 ноября в столичной газете "Публику", министр подчеркивает, что Лиссабон будет всячески способствовать развитию дискуссии, начатой в апреле этого года на встрече в верхах НАТО в Вашингтоне, "относительно обновленного трансатлантического альянса, одним из столпов которого и должен будет стать Европейский союз".
"Одним словом, мы сделаем все, чтобы Европейский союз получил статус партнера Атлантического альянса, а также ускорим "захват" Западноевропейского союза", пообещал португальский министр.
Лиссабон