"БОЖИЙ человек" - так называют его "сподвижники" - Усама бен Ладен установил средневековую диктатуру ислама в большинстве регионов Афганистана. Более того, он провозгласил себя защитником ислама на территории от Кавказа до границ Китая. Таков главный вывод Ахмеда Рашида.
Известный пакистанский журналист, пишущий для британской "Гардиан" и гонконгского "Фар Истерн экономик ревью", автор нашумевшей книги "Ислам, нефть и Новая Великая Игра в Средней Азии" Ахмед Рашид дал интервью французской газете "Нувель обсерватер", в котором говорит о талибах, Афганистане, исламистах и Усаме бен Ладене.
По мнению Ахмеда Рашида, все мы далеко еще не полностью осознали все угрозы, которые несет движение "Талибан" миру и прежде всего своим соседям, учитывая, что Афганистан граничит со среднеазиатскими районами, богатыми нефтью и природным газом. Афганистан сейчас стал прибежищем исламских экстремистов самого разного толка, террористов, которые сражаются против России, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Пакистана.
Нынешние успехи талибов объясняются их способностью использовать всплеск пуштунского национализма, возникшего в результате захвата Кабула в 1992 г. коалицией, ведомой этническими таджиками, одним из национальных меньшинств Афганистана. Разобщенные пуштуны вдруг объединились, чтобы восстановить свой контроль над столицей, который они сохраняли на протяжении последних трех столетий. Движение "Талибан", где пуштуны составляют более 90%, воспользовалось ситуацией и подчинило себе большинство мелких афганских лидеров.
Вначале талибы и не помышляли о политической власти, оставаясь чисто религиозным движением, целью которого было освободить страну от коррупции и восстановить чистый ислам. И только после захвата Кабула в 1996 г. и особенно после того, как появился непререкаемый саудовский миллиардер-террорист Усама бен Ладен, талибы окунулись с головой в политику. С тех пор роль бен Ладена только возрастала: его деньги и связи превратили "Талибан" в "транснациональное революционно-террористическое движение". Это стало отправной точкой рождения нового вида ислама - профессионально террористического, гораздо более опасного, чем сам фундаментализм в его чистом виде.
Новое движение весьма примитивно, подчеркивает Ахмед Рашид. Оно не имеет ни программы, ни какого бы то ни было понимания исламской истории, хотя они и называют себя "учениками ислама". Их взгляды - первобытное, наивное восприятие идей ислама, что является продуктом "обучения" неграмотными муллами, совершенно коррумпированными в худших традициях пуштунского племенного общества. Единственная их цель - воссоздать принципы арабского общества VII века. Единственное средство достижения этого - тотальный джихад. Что же касается талибских медресе - это всего лишь школы по подготовке бойцов для своих отрядов.
Между прочим, появление талибов никак не соотносится собственно с исламом. Это продукт чисто пакистанской внутренней политики и, что удивительно для мусульманской страны, действий женщины - бывшего премьера Беназир Бхутто. В 1981 г. в соответствии с соглашением, подписанным между США и пакистанским военным диктатором Зия-уль-Хаком, весь контроль за военными действиями в Афганистане возлагался на Межведомственную разведку (МВР) - самую мощную спецслужбу страны. (Кстати, конкретными вопросами МВР занимался нынешний военный диктатор Первез Мушарраф.) МВР поддерживала экстремистские организации типа "Джамаат-и-ислами", которое всегда негативно относилось к семье Бхутто. В 1993 г., придя к власти, Беназир Бхутто решила оказать поддержку другой религиозной организации "Джамаат улема-и-ислами" (ДУИ), чтобы сбалансировать влияние противников. ДУИ - это пуританское и фанатичное ультрафундаменталистское движение, лишенное политических амбиций и занятое достижением единственной цели - восстановлением утраченных моральных ценностей ислама с безукоснительным соблюдением законов шариата. Получив от правительства финансовую поддержку, ДУИ в своих медресе начала воспитывать талибов-студентов.
Теперь МВР во многом утратила контроль над талибами, особенно после того, как последние превратились в самостоятельную политическую силу. Уже происходит так называемая талибанизация самого Пакистана. Благодаря огромным доходам от контрабанды наркотиков талибы почувствовали вкус к власти и решили, что они не уязвимы ни для кого. Они поощряют экспорт органических удобрений из Пакистана и восстанавливают ирригационную систему с одной целью - расширить посевы опиумного мака. В Герате, в западном Афганистане, они даже создали образцовую ферму, где используются самые последние достижения науки и сельского хозяйства для выращивания мака и выработки методов повышения урожайности. С тех пор как талибы стали контролировать большую часть Афганистана, значительно выросло производство героина.
Несмотря на все свои успехи, талибы внутренне заметно разобщены. Эта разобщенность, например, не дает им возможности нанести последнее поражение командующему противостоящей группировкой генералу Ахмад Шаху Масуду. Также они не имеют достаточно сил, чтобы оставить у себя бен Ладена. С одной стороны, они понимают, что его присутствие на территории Афганистана - прямой путь к жестким международным экономическим санкциям. С другой - бен Ладен сделал свое дело и теперь им больше не нужен. Поэтому талибы сейчас лихорадочно ищут способ, как от него избавиться и переправить в любую другую страну.
Самая большая ошибка всего мирового сообщества, подчеркивает Ахмед Рашид, заключается в том, что после вывода советских войск из Афганистана и окончания эпохи холодной войны этот регион оказался предоставленным самому себе и в итоге оказался под контролем Пакистана и Саудовской Аравии. Результатом стало то, что раньше был один бен Ладен, а теперь их множество. Их существование никак не способствует осуществлению амбициозных планов доставки нефти и природного газа из Средней Азии к берегам Аравийского моря. Сейчас, заключает Ахмед Рашид, наступил тот момент, когда жизненно необходимо что-то делать с талибами, чтобы наконец в Афганистане прекратилась гражданская война и воцарился мир.
Дели