В Стамбул съезжаются главы государств и правительств 54 стран-членов ОБСЕ. Фото из альбома "Турция" |
ОБЪЯВИВ о своем намерении ехать в Стамбул на саммит ОБСЕ, Борис Ельцин взял на себя всю полноту ответственности за обеспечение интересов Москвы на этом общеевропейском форуме, фон которого из-за событий на Северном Кавказе априори антироссийский. Проблем у нашей делегации будет предостаточно, тем более что отстаивать свои позиции в первую очередь по чеченскому вопросу Ельцину придется не только на общем собрании 54 глав государств и правительств, но и во время других важных встреч, проведение которых запланировано в Стамбуле на завтра. Речь идет о двусторонних переговорах с президентом США Биллом Клинтоном, а также российско-франко-германской встрече в верхах. Нетрудно догадаться, что Билл Клинтон - соло и Жак Ширак с Герхардом Шредером дуэтом станут просить, настаивать и требовать прекратить военную кампанию в Чечне, указывая на "все увеличивающееся число жертв среди гражданского населения". Чеченская тема будет поднята и на сегодняшней вечерней встрече Бориса Ельцина с хозяином саммита президентом Турции Сулейманом Демирелем, два дня назад имевшем беседу с Клинтоном. Хотя среди турецкого населения симпатии к чеченцам весьма высоки, даже традиционное мусульманское братство не позволяет Анкаре слишком далеко заходить в критике Москвы за военную операцию в Чечне: проблема борьбы с сепаратизмом и ведение армейской кампании против сражающихся за предоставление автономии (а не независимости) курдов охлаждает пыл сторонников нападок на Россию. Да и тесно развивающиеся региональные деловые связи фактически не дают туркам видеть в русских своих врагов. Кстати, во время пресс-конференции по окончании американо-турецких переговоров именно Клинтон вспомнил о возрастающем числе жертв среди мирного населения в Чечне. Демирель на эту тему не проронил ни слова.
Нельзя исключать, что именно здесь, в Стамбуле, российская и турецкая стороны подпишут-таки протокол по беспрецедентному проекту транспортировки газа по дну Черного моря, известного как "Голубой поток". Срыв подписания этого документа в Москве во время недавнего визита турецкого премьера Бюлента Эджевита, по сведениям из источников, близких к турецкой делегации, возможно, был связан с тривиальной обидой турок: Кремль сначала намекнул на вероятность встречи Ельцина с Эджевитом, потом встречу отменили. Но сегодня в Стамбуле у сторон есть шанс решить этот вопрос на самом высоком - президентском - уровне. Для России это одновременно было бы и возможностью компенсировать хотя бы морально разочарования от предстоящего здесь же в Стамбуле подписания документов о транспортировке каспийской нефти по маршруту Баку - Джейхан. Россия лоббировала свой северокавказский вариант маршрута нефтепровода, но проиграла. США же всеми силами поддерживали другой вариант. Незадолго до стамбульского саммита в Вашингтоне даже заявили, что каким бы дорогостоящим по сравнению с российским ни оказался проект Баку - Джейхан, Экспортно-импортный банк США, Агентство по торговле и развитию, Корпорация по страхованию частных инвестиций за рубежом выделят любые кредиты, необходимые для турецкого варианта.
Что же касается проекта "Голубой поток", то здесь ситуация прямо противоположная. Вашингтонские стратеги очень не хотят, чтобы Турция оказалась связана с Россией газопроводом. Ведь таким образом важнейший стратегический союзник США в регионе Центральной Азии и Среднего Востока окажется в потенциальной зависимости от Москвы. С не меньшими усилиями, чем при поддержке нефтепровода Баку - Джейхан, американцы пытаются сорвать российско-турецкую газовую сделку, но здесь, похоже, они уже проиграли. Вообще ощущение такое, что этот саммит обозначит перенос поля основных столкновений интересов держав с Балкан на Кавказ. Помимо Чечни, нефти и газа, главными, но не самыми заметными сюжетами саммита в Стамбуле станут вопросы Нагорного Карабаха и Грузии, претендующей не только на роль центральной региональной державы, но и предлагающей себя в качестве плацдарма для американских интересов. Проводимый президентом Эдуардом Шеварднадзе внешнеполитический курс, явно направленный против России, странным образом перекликается с идеями, высказываемыми в наиболее реакционных кругах США. Как уже сообщала "НГ", в одном из недавних своих опусов на кавказскую тему, опубликованном в американской газете "Уолл-стрит джорнэл", бывший советник президента США Збигнев Бжезинский высказал идею о том, что победа России в чеченской войне, во-первых, дестабилизирует Кавказский регион, а во-вторых, может даже подтолкнуть Москву к порабощению Грузии. Идея эта, однако, не кажется бредовой Тбилиси: за несколько дней до публикации Бжезинского Шеварднадзе заявил о намерении добиваться членства в НАТО, причем аргументы приводил приблизительно те же, что и американский политолог: Кавказ сейчас нестабилен, а членство Грузии в Североатлантическом альянсе да и само присутствие блока в регионе значительно успокоит ситуацию. Похожее настроение и у азербайджанского президента Гейдара Алиева, совсем недавно предлагавшего перенести основную военно-воздушную базу США в регионе из турецкого Инджирлика на азербайджанскую территорию.
Оппонентов у России на встрече в верхах ОБСЕ достаточно не только за океаном и среди членов СНГ. Европейские страны тоже не прочь устроить России публичную порку за Чечню. Причем им не важно, кто возглавляет нашу делегацию. Личных друзей у Бориса Ельцина среди европейских лидеров практически не осталось, разве что Жак Ширак, который, однако, давно не цитирует Пушкина, а открыто критикует Россию. Да и в целом в президенте РФ Запад уже не видит своей опоры. Что же касается премьера Владимира Путина, то его непробиваемость просто бесит и политиков, и журналистов на Западе. Ни одного заметного внешнеполитического ляпа он пока не допустил, и поэтому единственное, за что его остается критиковать, так это за войну в Чечне. Запад делает это все сильнее, но результата никакого не добивается. Эффект же от постоянных утверждений о гуманитарной катастрофе при полном отсутствии фактов скоро утомит западную аудиторию. Новых картинок телевидение не дает, "ужасов войны" тоже явно не хватает, и, соответственно, Чечня занимает уже далеко не первое, но все еще заметное место в новостях европейских и американских телеканалов. Однако зрители видят, что беженцы спасаются не от Российской армии. Если в Косово албанцы бежали в Македонию и Албанию, то из Чечни никто не бежит в Грузию или Азербайджан. Беженцы валом валят на территории, контролируемые федеральными войсками. Значит, чувствуют, понимают, что безопаснее им будет именно там, и алогизм западной пропаганды, говорящей о том, что жители Чечни бегут от российских войск, становится все более очевиден, ибо бегут они как раз к российским военным.
Помимо чисто кавказских проблем, Москве придется отстаивать свои позиции по готовящейся к подписанию Хартии европейской безопасности. Как уже отмечала "НГ" (см. # 213 от 13 ноября 1999 года), США будут стараться продвинуть интересы НАТО и ослабить позиции Москвы в Европе. В частности, Вашингтон хочет придать Хартии декларативный характер, а НАТО отвести роль главенствующей организации, занимающейся проблемами безопасности и военными вопросами на континенте, в то же время оставив ОБСЕ сферу прав человека, постепенно превратив ее в инструмент давления на тех, кто не соответствует американским понятиям о демократии. Россия же старается закрепить ведущую роль ОБСЕ именно в обеспечении стабильности и безопасности континента.
Стамбул