В ИЗРАИЛЕ разгорается очередной политический скандал, связанный с влиятельным предпринимателем и одним из крупнейших издателей страны Офером Нимроди. Сын израильского мультимиллионера, он приумножил состояние семьи торговлей оружием на Ближнем Востоке, где для подобного бизнеса перспектив более чем достаточно. Вооруженные силы стран региона, партизанские отряды, бандформирования, террористические группировки и другие заказчики были постоянным источником потока денег на счета клана Нимроди.
Но любому предприятию необходимо расширение, а успешному - тем более. У торговли оружием только два пути развития - раздувание и поддержание локальных военных конфликтов и продвижение рынка сбыта в другие регионы.
Для реализации первого возможного варианта Офер Нимроди решил принять активное участие в политической жизни Израиля. Первым шагом в этом направлении стало создание собственной медиа-группы. Вторая по значимости газета Израиля "Маарив", крупный пакет акций телекомпании "Тедьад", кабельной сети "Матав", выпускающей одноименную газету и занимающейся книгоиздательской деятельностью, стали основой будущей империи. Но неожиданно в деле Нимроди возникли первые осложнения. Частные детективы Рафи Придан и Яаков Цур, занимавшиеся в течение 1993 года тотальной слежкой и прослушиванием телефонных разговоров Нуни Мозеса - владельца самой влиятельной израильской газеты "Едиот ахронот" и Амоса Шокена - владельца газеты "Гаарец", предстали перед судом после обнаружения прослушивающего устройства у дома родственницы Нуни Мозеса.
Детективов обвинили в попытке организации заказных убийств Нуни Мозеса и Амоса Шокена с целью устранения конкурентов на рынке израильских СМИ. Пойдя на сотрудничество со следствием и воспользовавшись "лазейкой" израильского законодательства - возможностью перейти из разряда обвиняемых в разряд государственных свидетелей взамен на полномасштабные показания, Яаков Цур в начале 1995 года рассказал о заказчике - Офере Нимроди. Нимроди был вызван для дачи показаний и после долгого следствия в июне 1998 года был приговорен к 8 месяцам тюрьмы, а также выплатил миллион сто тысяч шекелей (275 тысяч долларов) штрафа.
А всего за месяц до заключения Нимроди под стражу, в мае 1998 года, 25% акций (блокирующий пакет) могущественной империи "Маарив" за 85 миллионов долларов приобрел, к великому удивлению общественности, известный российский бизнесмен Владимир Гусинский, возглавляющий, как известно, Российский еврейский конгресс и владеющий информационной группой "Медиа-Мост" (НТВ, НТВ+, газета "Сегодня", радиостанция "Эхо Москвы", журнал "Итоги" и телесеть ТНТ).
Сумма, фигурировавшая в контракте, выше рыночной стоимости блокирующего пакета "Маарив" как минимум вдвое, и коммерческая нецелесообразность покупки была очевидна всем. Кроме того, на момент сделки из финансовых средств у Гусинского в общем-то не было ничего, кроме кредитных обязательств "Медиа-Моста" на сумму около миллиарда долларов.
Но несмотря на все это, сделка состоялась. Первым ее объяснением для все той же удивленной общественности стала давняя конкуренция между Владимиром Гусинским и американским миллиардером Роном Лаудером - оба являются претендентами на пост главы Всемирного еврейского конгресса. В январе 1998 года Лаудер отказался от приобретения блокирующего пакета "Маарив", правда, за гораздо большую сумму - 135 миллионов долларов. Гусинскому же в мае удалось продемонстрировать свою решительность и состоятельность.
Однако мог он это сделать за гораздо меньшие деньги. Возник вопрос: почему он решил переплатить? Следственные органы Израиля в итоге остановились на весьма правдоподобной версии: 85 миллионов долларов всего лишь были пропущены через Гусинского для отмывки и, сделав круг, вернулись в семью Нимроди.
А Владимир Гусинский за свое участие в истории получил 25% акций концерна "Маарив", части империи Нимроди, доходы которой напрямую зависят от количества войн.
Сейчас империя продолжает расширяться. Для этого задействованы все средства, имеющиеся в наличии и в России, и в Израиле, включая американский спутник связи многоцелевой "Бонум-1", запущенный 22 ноября 1998 года с мыса Канаверал и принадлежащий "Медиа-Мосту" Гусинского. "Бонум-1" пригоден для трансляции одновременно 50 цифровых каналов ТВ, а также для слежения за наземными целями, фотографирования, создания помех, прослушивания телефонных переговоров, передачи закодированной информации, разведки и ведения военных действий. То есть и для расширения рынка сбыта оружия.
В Израиле многие понимают, что нынешняя война в Чечне может оказаться подходящей сферой приложения усилий бизнеса, живущего за счет торговли оружием. Здесь полагают, что с нормализацией обстановки, успехом мирных арабо-израильских переговоров на Ближнем Востоке отпадет необходимость в оружейном рынке такого масштаба, который существует сейчас. И поэтому внимание магнатов переключается на охваченный войной Северный Кавказ. А нестабильность и войну приходится все время подпитывать, в том числе и через подконтрольные средства массовой информации.
Тель-Авив