Билл Клинтон, похоже, приготовил "другу Борису" дипломатическую "вилку" в Стамбуле. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ТРАДИЦИЯ ставить встречу в верхах ОБСЕ под угрозу срыва из-за кавказских конфликтов, похоже, может быть продолжена на предстоящем стамбульском саммите, который откроется 18 ноября. Если прошлый форум Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе едва не завершился конфузом из-за несогласованности армянской и азербайджанской позиций по форме упоминания в заключительном документе карабахского кризиса, то на этот раз яблоком раздора может стать чеченский вопрос. Не секрет, что западные страны активно готовят политическое наступление на Россию с целью вынудить ее изменить тактику и даже стратегию решения проблемы терроризма в Чечне. В этой связи в Соединенных Штатах и европейских странах в принципе довольны тем, что российскую делегацию в Стамбуле возглавит президент Борис Ельцин - на него, полагают западные дипломаты, гораздо легче оказать влияние, от него гораздо легче добиться если не уступок, то по крайней мере изменения позиции Москвы. Вариант замены Ельцина на премьера Владимира Путина в западных стратегов оптимизма не вселяет, поскольку пробить его по чеченскому вопросу до сих пор не представляется возможным. Кстати, вчера пресс-секретарь премьера Михаил Кожухов сообщил, как передает Интерфакс, что Путин собирается в Стамбул, правда, неясно пока, в качестве главы делегации или же как сопровождающее лицо.
Однако Чечня не станет единственным вопросом, по которому западные страны, и в первую очередь США, поведут наступление на Россию. Осознавая, что объективно Москве придется держать основную оборону в Стамбуле именно на чеченском направлении, Вашингтон постарается добиться преимущества по другим не менее, если не более, важным вопросам, хотя в данный момент не столь актуальным, как война на Северном Кавказе.
Прежде всего нас в ходе обычного дипломатического торга по тексту финальных документов постараются вынудить пойти на уступки по вопросу о системе будущей европейской безопасности, в частности о месте ОБСЕ. Планируется, что окончательные формы этого будут зафиксированы в Хартии европейской безопасности, которую лидеры стран ОБСЕ должны принять в Стамбуле. Как известно, Россия настаивает на том, чтобы именно этой универсальной европейской организации принадлежала системообразующая роль. Соединенные Штаты и их союзники хотят поставить в центр европейской безопасности Североатлантический альянс.
Как стало известно "НГ" из дипломатических источников, накануне начала саммита позиция Вашингтона сводится к следующему: в США считают неприемлемым создание какой-либо "иерархической структуры" для организаций в сфере европейской безопасности и негативно относятся к любым формулировкам о центральной и координирующей роли ОБСЕ. В последнее время американцы продвигают так называемую концепцию "трех корон". Суть ее в том, что существующие на евроатлантическом пространстве организации должны выполнять во многом схожие задачи, но каждая в той области, где она имеет "сравнительные преимущества": НАТО - в сфере безопасности; Европейский союз - в области экономического сотрудничества; ОБСЕ - в том, что касается проблематики прав человека, демократического развития и предотвращения конфликтов. При этом ведется линия на усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела государств.
Таким образом, все, что касается военных вопросов и вопросов безопасности на континенте, предлагается отдать на откуп организации, во-первых, совершившей в этом году агрессию против суверенного государства, во-вторых, не включающей в себя Россию и, в-третьих, расширяющейся против нее политически и продвигающей свою военную мощь к нашим границам. Вашингтон заявляет о своей заинтересованности в "сильной и гибкой" ОБСЕ, которая, однако, не будет "соревноваться с НАТО" и должна занимать "среднее положение между дипломатией и силой".
Но это лишь одна сторона проблемы. Ведя линию на построение натоцентристской системы безопасности в регионе, США отводят ОБСЕ роль "инструмента прямого воздействия" на постюгославское и постсоветское пространство. И если намерения влиять через ОБСЕ на процессы на Балканах и в СНГ реализуются уже давно, то в последние дни эта же тенденция проявляется на чисто российском поле. Напомним, что уже официально глава миссии ОБСЕ, побывавшей в Ингушетии, норвежец Ким Тровак заявил, что конфликт в Чечне выходит за рамки внутренней проблемы России. И хотя по статусу (миссия носила сугубо гуманитарный характер) ему нельзя делать политических заявлений и выводов, сказанное Троваком уже стало предметом комментариев на тему "Запад рассматривает возможность вмешательства в чеченский конфликт". На деле так оно и есть. Фактически предлагается повторно реализовать (как это было на Балканах) концепцию "ограниченного суверенитета".
Здесь нас пытаются бить нашим же оружием. Если Россия выступает за усиление роли ОБСЕ в Европе, то почему она противится участию ОБСЕ в чеченском конфликте? Таков будет главный аргумент наших оппонентов на саммите в Стамбуле. Но в таком случае речь пойдет о подмене понятий, поскольку организация должна заниматься отношениями между государствами, а не их внутренними делами.
Вчера на встрече с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Норвегии Кнутом Воллебэком глава МИД РФ Игорь Иванов подтвердил такую позицию Москвы. По словам Воллебэка, Россия отвергла предложение о посредничестве ОБСЕ в чеченском конфликте, указав, что в Москве пока не представляют, какую роль организация может сыграть на данном этапе конфликта.
Еще более резкое заявление сделал министр обороны РФ Игорь Сергеев, выступая на сборе руководящего состава Вооруженных сил России. Указав, что в нашей стране "расширился внутригосударственный терроризм, финансируемый и направляемый из-за рубежа", Сергеев заявил, что Соединенные Штаты намерены "ослабить Россию" и "установить свой полный контроль над Северным Кавказом". По мнению министра, "национальным интересам США отвечает вариант, когда бы на Северном Кавказе тлел постоянно подогреваемый извне конфликт".
Резкость заявлений двух министров вполне оправданна. Вероятно, в Стамбуле предстоит услышать немало подобных высказываний как от российских, так и от западных представителей.
А о том, что вмешательство ОБСЕ в чеченский конфликт соответствует американским интересам, свидетельствуют и другие программные установки Вашингтона к стамбульскому саммиту. Американская сторона ведет дело к тому, чтобы Хартия европейской безопасности была сжатым политическим документом, носила общий декларативный характер без каких-либо практических механизмов и процедур, а также правовых обязательств, сводилась к подтверждению нынешних, достаточно размытых функций ОБСЕ. При этом США добиваются приоритетного внимания ОБСЕ вопросам прав человека на пространстве бывшего СССР, в первую очередь Закавказья и Центральной Азии.
Помимо этого американцы добиваются одобрения в Стамбуле инициативы о создании при ОБСЕ гражданского корпуса быстрого реагирования - REACT, который бы оперативно задействовался при возникновении этнических и других кризисов для подкрепления уже действующих миссий ОБСЕ. Главное предназначение REACT, по мнению США, - укрепление возможностей ОБСЕ в сфере превентивной дипломатии и постконфликтного урегулирования. При этом американцы стремятся отсечь REACT от миротворчества.
Фактически на саммите Соединенные Штаты будут готовить основу для легитимизации своей новой концепции миропорядка, в центре которой - вмешательство во внутренние дела других государств тогда, когда это представляется необходимым. На деле в ближайшее время это может означать превращение ОБСЕ из универсальной организации по безопасности и сотрудничеству, занимающейся формированием общеевропейской системы, в инструмент политического давления (инструментом военного давления останется НАТО) на государства, проводящие политику, не соответствующую американским интересам. Объектом для испытания этого механизма может стать и Россия.