СКАНДАЛ вокруг теперь уже бывшего министра экономики и финансов Франции Доминика Стросс-Кана больше недели не сходит с первых страниц французских газет. Более года следователи разбираются в делах студенческой страховой кассы МНЕФ, объединяющей 700 тысяч членов и располагающей, соответственно, весьма значительными средствами. Обвинения серьезные: хищения, мошенничество, оплата фиктивных работ. Поскольку руководители МНЕФ поддерживали тесные контакты с Социалистической партией, существует подозрение, что могло иметь место незаконное финансирование этой партии из фондов МНЕФ. Разумеется, представители партии это отрицают. А правые ехидно комментируют: выходит, речь идет о личном обогащении.
Стросс-Кан не отрицает, что до того, как стал министром в правительстве левой коалиции, консультировал МНЕФ в качестве адвоката, помог заключить крупную сделку (больше 20 млн. франков) и получил соответствующий гонорар. Правда, газеты пишут, что сумма гонорара была чрезмерной по сравнению с проделанной им работой. Сам Стросс-Кан утверждает, что ему заплатили 600 тыс. франков, что не так уж и много, если консультации были регулярными и длились два года. Во Франции хороший адвокат получает 2,5 тыс. франков в час.
Даже если ДСК (так Стросс-Кана именуют в прессе) получил не 600 тысяч, а два миллиона франков (эту цифру называли еще год назад), - криминала тут нет. Но вдруг один из руководителей студенческой кассы признался, что оформил выплату пресловутых 600 тысяч задним числом. Экспертиза подтвердила: счета и письма, датированные 1996 годом, были отпечатаны на бумаге из той же пачки, что и документы, относящиеся к 1998 году.
Следователи получили разрешение прокуратуры возбудить дополнительное дело - по подозрению ДСК в соучастии в подделке документов. Информация об этом просочилась в прессу. Министр немедленно прервал поездку во Вьетнам и возвратился в Париж. Несмотря на праздник - 1 ноября, День всех святых, - он собрал пресс-конференцию, на которой объявил о своей отставке. При этом подчеркнул, что никаких нарушений закона он не совершал и надеется скоро вернуться на свой пост, доказав свою невиновность.
Таким образом, был выполнен неписаный закон, неукоснительно соблюдаемый во Франции: если на члена правительства падает подозрение, если возможно возбуждение против него уголовного дела, он уходит в отставку, не дожидаясь предъявления обвинений. Это пятый подобный случай за последние восемь лет. Между прочим, многие, в том числе нынешний министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенман, считают, что ДСК не должен был подавать в отставку: человек, уверенный в своей невиновности, не обязан оставлять свой пост только потому, что этого требует традиция.
Скандал вокруг МНЕФ может иметь самые неожиданные последствия. Например, в прошлое воскресенье газета "Журналь дю Диманш" опубликовала большое письмо бывшей любовницы бывшего министра иностранных дел Франции Ролана Дюма, замешанного, как и она сама, в другом скандале - вокруг фирмы "Эльф". Госпожа Кристин Девье-Жонкур утверждает, что два, казалось бы, совершенно различных дела связаны между собой. И эта связь проходит через┘ Тайвань. Напомним, что речь идет об огромных комиссионных (около 500 млн. долларов) за продажу Тайваню шести французских военных фрегатов. Куда девались эти деньги - неизвестно. Так вот, оказывается, что руководители студенческой страховой кассы были одновременно и руководителями общества дружбы "Франция-Тайвань", которое размещалось в одном из помещений МНЕФ. А Доминик Стросс-Кан вроде бы ездил в июле 1992 года на Тайвань, чтобы ускорить подписание контрактов. Правда, не по фрегатам, а по самолетам "Мираж" и ракетам "Мика".
Адвокат Стросс-Кана заявил, что его подопечный на Тайвань в том году не ездил и членом общества "Франция-Тайвань" никогда не был. Зато, как сообщает "Фигаро", в 1995 году ДСК участвовал в совещании руководителей МНЕФ, посвященном строительству на далеком острове крупного завода по переработке мусора. Это, конечно, не фрегат, и не "Мираж", но тоже деньги немалые. А через несколько недель съездил туда "с частным визитом".
Для Соцпартии последствия скандала могут быть самые неприятные. Во-первых, она теряет, пусть даже на время, самого яркого из своих министров. Который, между прочим, был бы первым кандидатом в премьеры, если нынешний премьер, Лионель Жоспен, в 2002 году станет президентом. Во-вторых, ДСК теряет шансы стать не только премьером, но и мэром Парижа: чем бы ни кончился нынешний скандал, репутация все равно подмочена. Ну и, наконец, целый ряд других видных деятелей партии тоже оказались замешанными в этой истории: второй человек в партийной иерархии Жан-Кристоф Камбаделис, глава парижской парторганизации Жан-Мари Ле Ген и многие другие - все они или были в руководстве МНЕФ, или числились там на фиктивных должностях, но получали отнюдь не фиктивные деньги.
Париж