ДЕСЯТИЛЕТИЕ падения Берлинской стены не для всех стало радостным праздником. Слезы умиления по этому поводу не лили трое граждан ФРГ: последний партийный и государственный руководитель бывшей ГДР Эгон Кренц, а также бывшие члены политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски и Гюнтер Клайбер. Накануне юбилея (8 ноября) Верховный суд ФРГ на заседании в Лейпциге приговорил Эгона Кренца - 62-летнего преемника Эриха Хонеккера - к шести с половиной годам лишения свободы, признав его виновным в гибели людей на германо-германской границе и непосредственно у Берлинской стены. Два его соратника получили по три года тюрьмы. Это решение поставило точку в долгом судебном разбирательстве о причастности руководителей бывшей ГДР к трагическим инцидентам на границе между двумя немецкими государствами. В августе 1997 года земельный суд Берлина уже признал их виновными, но они до сих пор оставались на свободе, так как уголовное дело неоднократно направлялось на пересмотр в различные судебные инстанции. После решения Верховного суда на всех троих наденут арестантские робы и отправят за решетку. Символично, что власти ФРГ в данном конкретном случае действовали, как ни странно, в духе "советских времен", подготовив окончательное решение о тюремном заключении всех троих именно к юбилейной дате. Данное решение высшей судебной власти Германии сразу же вызвало резкие протесты со стороны Партии демократического социализма (ПДС) - наследницы прежней СДПГ. Руководители этой влиятельной политической организации, которая представлена в бундестаге, Лотар Биски и Грегор Гизи назвали это решение "абсурдным", которое продолжает холодную войну, но другими средствами.
Вчера Эгон Кренц дал интервью германской телекомпании АРД. Возможно, это было последнее интервью перед отправкой в тюрьму. В нем он назвал "случайностью" открытие контрольно-пропускных пунктов у Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Дело в том, сообщил осужденный, что "новые правила передвижения" граждан ГДР, разрешавшие им выезд "без конкретного повода" в ФРГ и Западный Берлин, были подготовлены и должны были вступить в силу 10 ноября. Решение о новых правилах, по словам Кренца, было принято "по согласованию с советскими друзьями". Бывший лидер ГДР намекает на то, что открытие погранпунктов 9 ноября, когда пограничники еще не имели приказа и разъяснений о применении новых правил, было чревато большой опасностью.
Как сообщает газета "Вельт ам зонтаг", разведывательная служба ФРГ (БНД) накануне падения Берлинской стены располагала исчерпывающей информацией о ситуации в высшем партийно-государственном аппарате ГДР. Информацию в БНД поставлял якобы завербованный службой руководитель сектора в восточно-германском Министерстве иностранных дел. Наиболее важными документами, поступившими от этого агента, пишет газета, стали сообщения о противоречиях между руководством СССР и ГДР, которые весной 1989 года сильно обострились. В то время как Михаил Горбачев делал ставку на реформы, старые кадры ГДР во главе с Эрихом Хонеккером не хотели уходить с прежнего "испытанного" курса. В период пребывания Михаила Горбачева в ГДР на праздновании 40-летия образования ГДР в октябре 1989 года агент сообщил о том, что разногласия достигли высшей точки и на Западе поняли, что Горбачев не допустит силового подавления начавшихся в ГДР массовых протестов и призывов к объединению двух германских государств. Вскоре Стена пала.
По поводу решения суда у людей возникают смешанные чувства. Многие высказывают мнение, что приговор носит явно политическую окраску. Особенно в отношении Гюнтера Шабовски, который десять лет назад, 9 ноября, помог свергнуть диктатуру, объявив об открытии границы.
Верховный суд Польши, похоже, работал последние дни синхронно с коллегами в ФРГ и отметил германский юбилей по-своему. В понедельник он принял решение о том, что дело о расстреле 44 рабочих во время разгона демонстраций в декабре 1970 года в Гданьске, Гдыне и Щецине будет слушаться судом в Варшаве. Дело в том, что процесс по данному делу начался в Гданьске более года назад. Были предъявлены обвинения 12 подсудимым, среди которых был и бывший президент Польши Войцех Ярузельский, который в то время был министром национальной обороны. Пятеро обвиняемых, в том числе и Ярузельский, по заключению врачей не могли приезжать в Гданьск на судебные заседания по состоянию здоровья и фактически были исключены из процесса. Теперь процесс будет продолжен в Варшаве и Ярузельский вновь вовлечен в судебное разбирательство. Он, правда, будет присутствовать на слушании дела в зависимости от состояния здоровья, и по каждому его требованию суд обязан делать перерыв. Главным обвиняемым, скорее всего, станет бывший командир роты Веслав Гол, отдавший непосредственно приказ применять оружие на поражение. Обвиняемые своей вины не признают, но всем им, в том числе и Войцеху Ярузельскому, грозит пожизненное заключение.
От немцев и поляков не отстали в эти юбилейные дни и латыши. Вчера в рижском окружном суде продолжили чтение приговора по делу бывшего рижского ОМОНа. Милиционеры признаны виновными в нападении на МВД Латвии в январе 1991 года, где погибли два сотрудника милиции, школьник Эдийс Риекстиньш и оператор Андрис Слапиньш. Суд признал несостоятельным заявление обвиняемых и других сотрудников ОМОНа о том, что на них было произведено нападение и им пришлось защищаться. Вчера поздно вечером был объявлен окончательный вердикт суда: 7 омоновцев приговорены к условным срокам, трое освобождены от наказания.