ВЧЕРА в Москву с официальным визитом прибыл премьер-министр Турции Бюлент Эджевит. Он начал в российской столице обсуждение целого ряда политических, экономических и военно-технических вопросов. Это позволит Москве и Анкаре основательно подготовиться к дискуссии, которая развернется на саммите ОБСЕ, намеченном на 18-19 ноября с.г. в Стамбуле.
Прежде всего это чеченский вопрос. Обращает на себя внимание тот факт, что в своей "растущей озабоченности" по поводу последствий российской военной операции в Чечне Анкара поспешила дистанцироваться в этом вопросе от своих союзников по НАТО. Старательно избегая критики в адрес Москвы, турецкое руководство всячески подчеркивает, что "Чечня - это внутренний вопрос России", добавляя при этом, что в Анкаре выступают за мирное решение чеченской проблемы.
Турция избегает также упреков в адрес Москвы в связи с вопросом о фланговых ограничениях на Северном Кавказе, предусмотренных Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Все это позволяет предположить, что Россия и Турция вступают в новую фазу отношений, в которых искушение ослабить позиции друг друга в процессе регионального соперничества уступает место прагматизму.
Однако путь к взаимопониманию в отношениях между двумя странами был нелегок. Сразу после распада СССР, когда Турция начала устанавливать тесные контакты с тюркоязычными республиками бывшего СССР, Москва расценила это как попытку Анкары ослабить позиции России в Закавказье и Средней Азии. Турция в тот период не скрывала своего намерения вступить в соперничество с Россией в роли посредника в карабахском урегулировании. Тогда же Москва и Анкара обменялись язвительными заявлениями по поводу проблемы судоходства в турецких проливах. Россия подвергла резкой критике намерение Анкары ограничить движение танкеров в проливах Босфор и Дарданеллы, заявив, что это нарушение положений Договора Монтре от 1936 года. Разразившаяся полемика совпала по времени с возникновением проблемы транспортировки нефти Каспия на западные рынки. Анкара пыталась убедить Запад, что наиболее рациональным является турецкий маршрут нефтепровода, в то время как в Москве настаивали на выборе в качестве основного трубопровода в направлении Новороссийска.
Думается, одним из главных факторов, побуждающим Москву и Анкару идти на сближение, является проблема борьбы с терроризмом и неприятие Западом тех методов, которые Анкара и Москва применяют для борьбы с террористами. Еще недавно европейские страны обрушивались с критикой на Турцию, когда Анкара проводила военные операции против курдов на юго-востоке страны. Запад в связи с этим обвинял Анкару в грубом нарушении прав человека, и это стало одним из главных аргументов для отказа от включения Турции в число кандидатов на вступление в Евросоюз. Сегодня же под огнем критики Запада оказалась Россия, которую европейские столицы и Вашингтон обвиняют в нанесении бомбовых и ракетных ударов по мирному населению Чечни.
Таким образом, интересы Москвы и Анкары совпадают в том, что они не приемлют политики "двойного стандарта" западных стран. Военные операции турецкой армии против курдских сепаратистов и действия Российской армии против чеченских боевиков - это, отмечают в Анкаре и Москве, суверенное право обеих стран, отстаивающих свою территориальную целостность. Наблюдатели в Анкаре отмечают, что и Турции нет никакого резона симпатизировать чеченскому режиму. Дело в том, что в отличие от ряда стран Персидского залива, где ислам является основой жизненного уклада, в Турции введен строгий запрет на его вмешательство в общественно-политическую жизнь страны. Рост антизападных настроений в Турции привел в последнее время к усилению влияния в стране исламских фундаменталистов. Так что генералы, стоящие на страже светского уклада жизни в Турции, имеют все основания опасаться роста ваххабизма на южных окраинах России.
Ожидается, что по итогам переговоров премьер-министры двух стран Владимир Путин и Бюлент Эджевит выступят с совместным заявлением, осуждающим терроризм. Будет подтверждена решимость обеих стран соблюдать международные антитеррористические конвенции и прилагать усилия по укреплению правового режима противодействия террору.
Что же касается вопросов, связанных с политикой Анкары и Москвы в закавказском регионе и транспортировкой каспийской нефти, то, по мнению наблюдателей, ни Россия, ни Турция не заинтересованы в резком изменении геополитического баланса в этом взрывоопасном регионе. Турция еще несколько лет назад отказалась от активной посреднической роли в урегулировании карабахской проблемы. Кроме того, Анкара всячески убеждает Баку отказаться от идеи размещения турецких военных баз в Азербайджане, так как Турция предвидит резкое осложнение в отношениях с Россией в случае реализации такого намерения. И, наконец, вопрос о выборе маршрута транспортировки основного потока каспийской нефти. Недавнее оптимистическое заявление Баку об окончательном выборе маршрута в пользу турецкого варианта пока что вызвало осторожную реакцию в западных столицах. Скорее всего, вопрос этот может проясниться не раньше предстоящего в Стамбуле саммита ОБСЕ.