0
878
Газета В мире Интернет-версия

03.11.1999 00:00:00

Над Ан-70 сгущаются тучи

Тэги: Ан


Ан-70 может стать жертвой западного военно-промышленного лобби.
Фото из журнала "Шпигель"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ правительство Германии стоит перед непростым выбором. Время и события поджимают определиться наконец окончательно в вопросе о новом парке военно-транспортной авиации бундесвера. Причем речь идет не только о техническом или экономическом, но и принципиальном политическом выборе общеевропейского значения.

Известно, что люфтваффе, как, впрочем, и ВВС Франции и ряда других европейских союзников по НАТО, давно нуждается в замене своих устаревших двухмоторных "Трансалов". Они соответствуют технической мысли сорокалетней давности и задачам, не выходившим за рамки Европы. Из 84 бундесверовских машин этого типа летать могут сейчас не более 30. Примечательно, что недавняя переброска военного госпиталя и небольшого германского контингента в Австралию для участия в миротворческой операции ООН на Восточном Тиморе заняла 35 часов и потребовала промежуточных посадок и ремонта в шести местах маршрута. Между тем расширяющееся участие в таких операциях требует самолетов, способных в отличие от "Трансалов" доставлять тяжелую крупногабаритную военную технику, а также гуманитарные грузы с намного большей скоростью и на дальние расстояния.

Бесспорным фаворитом тут с любой точки зрения является наш военно-транспортный самолет Ан-70, получивший в новейшем российско-украинско-германском варианте аббревиатуру Ан-7х. Он отвечает всем параметрам, о которых еще в 1993 году назад договорились шефы ВВС шести западноевропейских стран и Турции в отношении "большого самолета будущего", сокращенно названного FLA. В то время его не существовало даже в чертежах, а опытный образец Ан-70 в 1994 году уже летал. Великолепно пройдя все необходимые испытания, он уже вот пару лет, как полностью готов. И в новой обстановке, возникшей в Европе и мире, сама собой родилась мысль предложить эту машину странам, нуждающимся в обновлении своей военно-транспортной авиации.

Так, собственно, и возник совместный российско-украинско-германский проект производства нового военно-транспортного самолета для ВВС ФРГ и не только для них. Бывший министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ справедливо назвал его "признаком новых времен". Чтобы придать ему еще большее общеевропейское значение, имелось в виду привлечь к производству и Францию.

Весной прошлого года на "тройственном саммите" в Москве канцлер Гельмут Коль, президенты Борис Ельцин и Жак Ширак договорились о совместной реализации такого сотрудничества. Со своей стороны, федеральный канцлер Герхард Шредер во время первого визита в Москву в конце прошлого года обещал продолжить линию своего предшественника в этом деле. Все минувшие месяцы проект оставался одной из главных тем трехстороннего и общеевропейского сотрудничества.

Поскольку основные французский и германский авиаконцерны Аэробус и Даса отказались от предложения стать генеральными подрядчиками проекта, рядом видных германских авиационных фирм был создан новый консорциум "Эйртрак". В июле с.г. германское ведомство по вооружениям пришло к выводу, что Ан-7х отвечает потребностям люфтваффе. Помимо его технического совершенства не менее существенно, что каждая такая машина стоимостью в 100 миллионов марок обошлась бы на 30% дешевле, чем аналогичный самолет возможного западноевропейского производства.

Понятно, что речь идет о значительных суммах. С учетом западноевропейских потребностей общие размеры заказа могут составить до 30 миллиардов марок. Западные конкуренты ни в коем случае не хотят упускать такой куш. И они предприняли пожарные меры, срочно создав специализированный консорциум Airbus Military Company (AMC). От его лица в январе с.г. и был предложен проект франко-германского военно-транспортного аэробуса.

Поскольку такого самолета еще нет в природе, а по стоимости и ряду технических параметров он явно проигрывает Ан-7х, то был организован массированный лоббистский нажим на возможных заказчиков, и прежде всего правительство ФРГ. Иные чиновники в берлинском Министерстве экономики упирают в своих экспертизах на риск сотрудничества с "прогнившей экономикой" России и Украины. Идут в ход аргументы относительно грозящей потери рабочих мест, утраты ноу-хау, которое военный НИОКР дает и для гражданской авиации, а также перспектив успешной европейской конкуренции в этой области с американцами. Как сообщил на днях журнал "Шпигель", политический нажим на Берлин в пользу франко-германского проекта FLA оказывает и Париж.

Похоже, все это начинает сказываться. Министр обороны Рудольф Шарпинг уже размышляет о том, как уложиться в предполагаемые финансовые рамки с более дорогим военным аэробусом, уменьшив заказ с 75 до 50 машин. Недавно с большой помпой в присутствии канцлера Герхарда Шредера и премьера Лионеля Жоспена в Париже было подписано соглашение о слиянии двух авиакосмических концернов - мюнхенского Даса, являющегося филиалом германо-американского суперхолдинга Даймлер-Крейслер, и французского Аэроспиталь. Возможное предпочтение их детищу FLA, все еще находящемуся в эмбриональном состоянии, преподносится и как шаг к улучшению несколько "запущенных" в последний период франко-германских отношений.

В ноябре, пишет "Шпигель", "снова состоится франко-германская встреча на высшем уровне. На ней Шарпинг, по прогнозам из правительственных кругов, пожертвует более дешевыми Ан-7х". В данном случае это было бы явной уступкой эгоизму военно-промышленного лобби. Отказ от связанных с проектом политических заверений Москве и Киеву, несомненно, нанес бы ущерб международному доверию, а заодно - перспективам общеевропейского сотрудничества в новой важной сфере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
503
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2222
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1456
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1086

Другие новости