Ан-70 может стать жертвой западного военно-промышленного лобби. Фото из журнала "Шпигель" |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ правительство Германии стоит перед непростым выбором. Время и события поджимают определиться наконец окончательно в вопросе о новом парке военно-транспортной авиации бундесвера. Причем речь идет не только о техническом или экономическом, но и принципиальном политическом выборе общеевропейского значения.
Известно, что люфтваффе, как, впрочем, и ВВС Франции и ряда других европейских союзников по НАТО, давно нуждается в замене своих устаревших двухмоторных "Трансалов". Они соответствуют технической мысли сорокалетней давности и задачам, не выходившим за рамки Европы. Из 84 бундесверовских машин этого типа летать могут сейчас не более 30. Примечательно, что недавняя переброска военного госпиталя и небольшого германского контингента в Австралию для участия в миротворческой операции ООН на Восточном Тиморе заняла 35 часов и потребовала промежуточных посадок и ремонта в шести местах маршрута. Между тем расширяющееся участие в таких операциях требует самолетов, способных в отличие от "Трансалов" доставлять тяжелую крупногабаритную военную технику, а также гуманитарные грузы с намного большей скоростью и на дальние расстояния.
Бесспорным фаворитом тут с любой точки зрения является наш военно-транспортный самолет Ан-70, получивший в новейшем российско-украинско-германском варианте аббревиатуру Ан-7х. Он отвечает всем параметрам, о которых еще в 1993 году назад договорились шефы ВВС шести западноевропейских стран и Турции в отношении "большого самолета будущего", сокращенно названного FLA. В то время его не существовало даже в чертежах, а опытный образец Ан-70 в 1994 году уже летал. Великолепно пройдя все необходимые испытания, он уже вот пару лет, как полностью готов. И в новой обстановке, возникшей в Европе и мире, сама собой родилась мысль предложить эту машину странам, нуждающимся в обновлении своей военно-транспортной авиации.
Так, собственно, и возник совместный российско-украинско-германский проект производства нового военно-транспортного самолета для ВВС ФРГ и не только для них. Бывший министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ справедливо назвал его "признаком новых времен". Чтобы придать ему еще большее общеевропейское значение, имелось в виду привлечь к производству и Францию.
Весной прошлого года на "тройственном саммите" в Москве канцлер Гельмут Коль, президенты Борис Ельцин и Жак Ширак договорились о совместной реализации такого сотрудничества. Со своей стороны, федеральный канцлер Герхард Шредер во время первого визита в Москву в конце прошлого года обещал продолжить линию своего предшественника в этом деле. Все минувшие месяцы проект оставался одной из главных тем трехстороннего и общеевропейского сотрудничества.
Поскольку основные французский и германский авиаконцерны Аэробус и Даса отказались от предложения стать генеральными подрядчиками проекта, рядом видных германских авиационных фирм был создан новый консорциум "Эйртрак". В июле с.г. германское ведомство по вооружениям пришло к выводу, что Ан-7х отвечает потребностям люфтваффе. Помимо его технического совершенства не менее существенно, что каждая такая машина стоимостью в 100 миллионов марок обошлась бы на 30% дешевле, чем аналогичный самолет возможного западноевропейского производства.
Понятно, что речь идет о значительных суммах. С учетом западноевропейских потребностей общие размеры заказа могут составить до 30 миллиардов марок. Западные конкуренты ни в коем случае не хотят упускать такой куш. И они предприняли пожарные меры, срочно создав специализированный консорциум Airbus Military Company (AMC). От его лица в январе с.г. и был предложен проект франко-германского военно-транспортного аэробуса.
Поскольку такого самолета еще нет в природе, а по стоимости и ряду технических параметров он явно проигрывает Ан-7х, то был организован массированный лоббистский нажим на возможных заказчиков, и прежде всего правительство ФРГ. Иные чиновники в берлинском Министерстве экономики упирают в своих экспертизах на риск сотрудничества с "прогнившей экономикой" России и Украины. Идут в ход аргументы относительно грозящей потери рабочих мест, утраты ноу-хау, которое военный НИОКР дает и для гражданской авиации, а также перспектив успешной европейской конкуренции в этой области с американцами. Как сообщил на днях журнал "Шпигель", политический нажим на Берлин в пользу франко-германского проекта FLA оказывает и Париж.
Похоже, все это начинает сказываться. Министр обороны Рудольф Шарпинг уже размышляет о том, как уложиться в предполагаемые финансовые рамки с более дорогим военным аэробусом, уменьшив заказ с 75 до 50 машин. Недавно с большой помпой в присутствии канцлера Герхарда Шредера и премьера Лионеля Жоспена в Париже было подписано соглашение о слиянии двух авиакосмических концернов - мюнхенского Даса, являющегося филиалом германо-американского суперхолдинга Даймлер-Крейслер, и французского Аэроспиталь. Возможное предпочтение их детищу FLA, все еще находящемуся в эмбриональном состоянии, преподносится и как шаг к улучшению несколько "запущенных" в последний период франко-германских отношений.
В ноябре, пишет "Шпигель", "снова состоится франко-германская встреча на высшем уровне. На ней Шарпинг, по прогнозам из правительственных кругов, пожертвует более дешевыми Ан-7х". В данном случае это было бы явной уступкой эгоизму военно-промышленного лобби. Отказ от связанных с проектом политических заверений Москве и Киеву, несомненно, нанес бы ущерб международному доверию, а заодно - перспективам общеевропейского сотрудничества в новой важной сфере.