В ЭТО ВОСКРЕСЕНЬЕ в Македонии состоятся президентские выборы. Вместе с ними на родине славянской письменности заканчивается "эпоха Киро Глигорова". Видный деятель прежней социалистической Югославии, он возглавил республику в 1991 году, сразу после провозглашения ее независимости, и был переизбран на новый срок спустя три года. Глигоров, которому исполнилось недавно 82 года, сумел уберечь страну от войн и межэтнических потрясений. Да и переход к рыночной экономике совершался здесь довольно стабильно, а в последние три года - даже с заметным ростом ВНП: в 1997 году - на 7%, в следующем - на 5%. Такой же прирост ожидался и в этом году, если бы не война. Она смешала все планы. Преимущество срединного положения на Балканах обернулось для Македонии 300-тысячным потоком беженцев из Косово, свертыванием торговли с главным до того партнером - Югославией, которая давала 18% доходов от экспорта. Последний сократился в этом году на 600 млн. долларов, т.е. почти в 1,5 раза. Безработица выросла с 35 до 40%. А обещанная Европой помощь в виде Пакта стабильности на Балканах пока запаздывает...
Обновление политической жизни республики особенно обозначилось ровно год назад, когда на парламентских выборах бывшая оппозиция - Союз правоцентристских сил - нанес поражение Социал-демократическому союзу Македонии (СДСМ), основанному Киро Глигоровым. Между двумя этими силами и ведется основная борьба за президентское кресло. Кандидатов шесть. Но, как считают специалисты, ни один из них не имеет шансов победить с первого захода. Во второй тур, который состоится 14 ноября, скорее всего, выйдут кандидат от правящего демократического блока Борис Трайковский (43 года, замминистра иностранных дел) и претендент от СДСМ Тито Петковский (50 лет, бывший председатель парламента).
Своеобразие и драматическую напряженность придает албанский фактор. И дело тут не столько в том, что среди кандидатов два представителя албанского меньшинства: Мухарем Никсипи от Демократической партии албанцев, входящей в правящую коалицию, и Мухамед Халили из оппозиционной, тоже этнической, Партии демократического процветания. Проблема в том, что из двух миллионов населения Македонии албанцы составляют почти четвертую часть, и во втором туре их электорат будет практически играть роль арбитра. В этом смысле кандидат от власти Борис Трайковский пользуется большей популярностью среди албанцев, чем его главный соперник: он без колебаний принял потоки албанских беженцев из Косово, а с другой стороны, был тверд в отношениях с комиссаром ООН по беженцам.
Но албанский фактор этим не ограничивается. Оба кандидата от албанских этнических партий используют избирательную кампанию для пропаганды своих идей. А некоторые из них созвучны с проектами создания "Великой Албании", другие направлены на изменение статуса албанского меньшинства в Македонии. Так, обе партии требуют признания независимости Косово. Тревожным фоном для таких требований служат довольно сложные отношения Скопье с Тираной, продолжающиеся инциденты на македонско-албанской границе, через которую продолжают переправлять в Македонию оружие, оседающее у этнических албанцев...
Так что в новый век народ Македонии вступит с новым президентом, но со старыми проблемами - внутреннего и регионального порядка.