Ицхак Рабин стал символом стремления к миру на Ближнем Востоке, и, возможно, предстоящая
встреча на высшем уровне, где будет отдана дань его памяти, привнесет новый импульс в этот процесс. Фото АП |
ПРАКТИЧЕСКИ все ключевые игроки ближневосточного мирного процесса соберутся 1-2 ноября в норвежской столице Осло. Формальным поводом для встречи стала четвертая годовщина со дня смерти премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, которого еврейский экстремист Игал Амир застрелил в 1995 году. В поминальных мероприятиях планируют принять участие премьер-министр России Владимир Путин, президент США Билл Клинтон, премьер-министр Израиля Эхуд Барак, а также глава Палестинской автономии Ясир Арафат. В качестве места встречи Осло выбрано не случайно: именно в норвежской столице в 1994 году было подписано палестино-израильское соглашение, которое и определило дальнейший ход урегулирования этого одного из самых кровоточащих вопросов Ближнего Востока.
Тема палестино-израильских отношений по идее должна стать главной и на планируемых в Осло нынешних переговорах. Безусловно, несмотря на значительные сдвиги, палестинская проблема оставила еще слишком много безответных вопросов. Это и вопрос провозглашения самостоятельного Палестинского государства, и статус Иерусалима, и многое другое. Но эти проблемы, по признанию и политиков, и аналитиков, возможно решить лишь в перспективе, но никак не в ближайшее время.
По информации "НГ", за ширмой палестинской проблемы Вашингтон и Тель-Авив планируют решить в Осло иную проблему. Эхуд Барак пришел к власти в Израиле в мае этого года не в последнюю очередь благодаря обещанию обеспечить мир с арабскими соседями, в частности с Сирией. Однако в этом-то и загвоздка. За полгода управления страной Бараку так и не удалось сдвинуть с мертвой точки сирийско-израильский диалог. Дело ограничилось лишь славословием израильского премьера в адрес президента Сирии Хафеза Асада и наоборот.
В Израиле прекрасно понимают, что престарелый сирийский лидер доживает на этом свете последние дни. Вопрос о преемственности власти в Дамаске до сих пор не решен. Даже если Асаду удастся оставить у руля власти своего сына Башира, не факт, что он захочет пойти на мир с Израилем. Ярким примером тому может служить Иордания. Взошедший на престол после смерти короля Хусейна его сын Абдалла через несколько месяцев отказался от участия в совместных военных учениях с израильтянами, две страны опять стали делить воду и т.д. А ведь при Хусейне Иордания считалась чуть ли не главным союзником Израиля на Ближнем Востоке. Таким образом, Тель-Авив при непрекращающемся давлении со стороны Вашингтона хочет попытаться успеть договориться с сирийцами, пока жив Хафез Асад.
Это подтверждает и состав участников встречи в Осло. Президент Египта Хосни Мубарак еще накануне объявил о том, что не намерен ехать в Норвегию. При полном отсутствии влияния на своего сирийского коллегу Мубараку просто нечего там делать, разве что просто помянуть Ицхака Рабина.
Другое дело - Россия. Несмотря на то что Москва растеряла львиную долю своего влияния в мире, оружие на мировом рынке все еще в цене, а именно оно интересует Сирию в последнее время больше всего. Кроме того, многим на планете, в том числе и в регионе Ближнего Востока, не нравятся попытки Соединенных Штатов установить единоличное мировое господство. Так что именно сирийский трэк ближневосточного урегулирования может стать для России хорошим трамплином для возвращения утерянных позиций.