Находясь год назад в Москве, Карлос Менем (на переднем плане справа) не предполагал, что предстоящие президентские выборы правящая партия проиграет оппозиционерам. Фото из досье автора |
ВЫБОРЫ в Аргентине 24 октября подводят черту под судьбоносной для страны эпохой. Ее символ - десятилетие правления президента Карлоса Сауля Менема. Он - первый в бурной истории Аргентины конституционно избранный гражданский президент, который после двух сроков власти передаст ее своему также законному преемнику. Случится это уже 10 декабря в Розовом доме в Буэнос-Айресе.
Менем принял страну в состоянии политико-экономического коллапса. Всего за несколько лет до его избрания сошла со сцены военная хунта, развязавшая самый массовый в истории Южной Америки XX века террор. Богатейшая на континенте страна бедствовала, гиперинфляция достигала 5000% в год. За короткий срок президент-реформатор добился беспрецедентных результатов.
Только при Менеме процесс демократизации стал необратим, впервые всесильный генералитет был поставлен под гражданский контроль. Конституция почти 150-летней давности заменена новой, в соответствии с которой президент избирается не коллегией выборщиков, а всеобщим прямым голосованием. Он может избираться на второй срок по истечении первого мандата, однако период президентства сокращен с шести до четырех лет.
Особенно впечатляют макроэкономические показатели. За годы правления Менема ВВП вырос на 42%, инфляция упала до нулевой отметки. С тех пор Аргентина считается страной с самой низкой в мире инфляцией. Возросло поступление налогов, в том числе за счет приватизации обширной государственной собственности. По качеству жизни Аргентина за последние 10 лет переместилась со 106-го места в мире на 39-е, не забыв, однако, что в начале века занимала седьмое место среди наиболее экономически весомых государств планеты. Страна сделала заявку на вхождение в первый мир.
При Менеме, как ни при каком другом президенте, укрепились внешние позиции страны, особенно в Латинской Америке. Аргентина среди главных инициаторов создания Южноамериканского общего рынка - самого эффективного интеграционного блока в Западном полушарии. Взаимный экономический интерес сделал доверительными отношения с традиционным соперником за лидерство в Южной Америке - Бразилией. Улажен недавний территориальный спор с Чили. Нормализованы отношения с Великобританией (а потому и со странами ЕС), подорванные бездарной попыткой захвата последней военной хунтой Фолклендских (Мальвинских) островов. В 1998 г. Менем нанес визит в Россию. Качественно улучшились отношения с Вашингтоном, провозгласившим Аргентину в числе главных его союзников за пределами НАТО. В обмен Менем предложил заменить национальную валюту всех латиноамериканских стран долларом. Все это помогло Менему переизбраться в 1995 г., причем в первом туре.
Уникален "феномен Менема". Этнический сириец, вскормленный и воспитанный еврейкой, принял христианство, хотя и добился конституционной отмены обязательной принадлежности президента к Католической Церкви. Будучи уже президентом, с громким скандалом развелся с женой-мусульманкой. Ранее наградил провинциальную учительницу ребенком. В 1995 г. погиб, управляя вертолетом, его единственный сын, по утверждение матери - застрелен снайпером по заказу наркомафии. Президент эпатирует публику повадками плейбоя. Но на деле Менем - расчетливый политик, отлично усвоивший и правила игры, и вкусы креольского электората.
Менем, однако, устраивал аргентинцев лишь до той поры, пока они не ощутили дискомфорт. Макроэкономическим успехам на основе неолиберализма по рецептам МВФ сопутствуют появление "новых бедных" за счет вымывания из среднего класса. За годы правления Менема безработица увеличилась в 2 раза и достигла 14,5 % среди трудоспособного населения. В текущем году ожидается снижение ВВП на 10%. Внешний долг взлетел до 140 млрд. долл., огромные выплаты МВФ предстоят сразу после инаугурации нового президента. Уровнем жизни удовлетворены только 5% аргентинцев. Огромный размах приняли уголовная преступность и коррупция, последняя как результат повальной приватизации. Ежегодно "отмываются" до 15 млрд. долл., из них 6 млрд. наркодолларов. В лихоимстве обвиняют и президента. Перемена отношения аргентинцев к Менему и его политическим амбициям не замедлила сказаться.
Конституция запрещает президенту занимать свой пост более двух сроков подряд. Менем избирался по старой Конституции и потому предложил считать свое повторное избрание первым. Этот довод до резкого падения президентского рейтинга сработал. Избрание Менема президентом фактически на третий срок поддержали Федеральный суд и часть правящей Хустисиалистской партии (ХП) популистского толка, созданной легендарным Хуаном Доминго Пероном. Но вскоре ХП потряс бунт, и Менем вынужденно провозгласил ее официальным кандидатом Эдуарде Дуальде - губернатора провинции Буэнос-Айрес, где проживают 40% из более чем 24 млн. избирателей.
Фавориту правящей партии бросил вызов оппозиционный альянс, в составе которого действующая более 100 лет основная оппозиционная партия центристской ориентации - Гражданский радикальный союз (ГРС) - и отколовшийся от ХП левоцентристский Фронт солидарности страны. Девиз оппозиции: "Образование, работа и справедливость для всех!" Альянс выдвинул кандидатом в президенты Фернандо де ла Руа - 62-летнего мэра Буэнос-Айреса, где сосредоточена третья часть 36-миллионного населения страны, юриста и политика с безупречной репутацией. В соответствии с прогнозами он и победил в президентской гонке, причем уже в первом туре, получив более 50% голосов. Второе место получил кандидат от ХП. Аутсайдером оказался "отец экономических реформ" и он же автор "шоковой терапии", аргентинский аналог Гайдара Доминго Кавалло, которого правительство Черномырдина пригласило для консультаций в Москву после финансового кризиса в августе прошлого года.
Карлос Менем поспешил объявить, что он не исключает своего участия в следующих президентских выборах, когда ему не исполнится и 70 лет. Только прошли выборы, и началась расклейка плакатов с ликом харизматического лидера и броским призывом: "Менем - 2003". Но, похоже, столь поспешная заявка на новое вселение в Розовый дом - лишь бравада заматеревшего в политических битвах каудильо, которому немыслимо смириться с потерей власти.