Слепой президент Вахид. Фото "Нью-Йорк таймс" - АФП |
АБДУРРАХМАН ВАХИД, четвертый президент Индонезии, победивший народного фаворита Мегавати Сукарнопутри на "первых свободных выборах" в Индонезии за все 54 года независимости страны, должен первым делом решить задачу успокоения народных масс, так как за Мегавати стоит не менее половины населения, считающего ее символом демократических преобразований. По имеющимся сообщениям, демонстрации, взрывы бомб и погромы, прокатившиеся по стране после объявления результатов выборов, унесли жизни лишь двух человек. Однако есть множество раненых; несколько зданий сожжено полностью или частично. На усмирение толпы было брошено несколько тысяч солдат, которым был отдан приказ не применять огнестрельного оружия. Во многих городах волнения продолжались и вчера.
Вахид, или "Гус Дур", что означает "народный учитель", прославился своей умеренностью и умением достигать компромисса, поэтому некоторые политологи считают, что именно у нового президента имеются наибольшие возможности объединить раздираемую противоречиями нацию. Лидер крупнейшей 30-миллионной мусульманской партии Индонезии - партии Национального пробуждения, 59-летний Абдуррахман Вахид является непререкаемым авторитетом среди мусульман, составляющих свыше 90% населения страны. При этом он был единственным представителем мусульманской общины, за которого на всеобщих выборах голосовали и люди других вероисповеданий - прежде всего китайцы, а от китайцев, по сути, зависит будущее экономики страны.
Его умение наводить мосты между различными политическими движениями ярко проявилось в момент президентских выборов, когда ему удалось объединить под своими знаменами разрозненные политические группировки и победить Мегавати. Но сейчас новому президенту с первого дня необходимо наладить отношения с могущественными индонезийскими генералами, кстати, поддержавшими его при голосовании - их голоса, возможно, и перетянули чашу весов в сторону Вахида. Как поступит новый глава государства, прекрасно знающий о требованиях народа отправить военных в бараки и не допускать их больше до политики? В любом случае генералы теперь ожидают компенсации за свои голоса, однако их лидер министр обороны Виранто снял свою кандидатуру с выборов вице-президента Индонезии. Очередной акт индонезийской драмы разворачивался вчера именно вокруг фигуры вице-президента, поскольку ясно, что при слепом президенте роль его заместителя будет ключевой. Но вслед за Виранто свою кандидатуру сняла и Мегавати, видимо, опасаясь нового унижения от Народного консультативного конгресса. Ситуация, таким образом, обострилась еще больше. Наконец Мегавати уговорили оставить сомнения и почти единогласно избрали ее вице-президентом Индонезии. Это, видимо, было единственным способом не только остановить уличные побоища, но и предотвратить раскол нации.
Оценивая перспективы президентского правления Вахида, обозреватели напоминают о полном отсутствии у него опыта работы с экономическими структурами и, конечно, о его слабом здоровье и слепоте. Даже президентскую клятву Вахид принимал под суфлерскую диктовку стоявшего сзади офицера безопасности. Будут ли военные диктовать ему и все остальное сейчас, когда генерал Виранто предпочел остаться на своем прежнем посту? Значит ли это, что вообще роль президентства в стране станет чисто декоративной?