ОСТАВИВ недавно одну брюссельскую штаб-квартиру, в которой он занимал кабинет генсека НАТО, Хавьер Солана с начала этой недели уже официально приступил к службе в другой - здании Совета министров Европейского союза. Он занял в нем пост "высокого представителя по вопросам внешней политики и безопасности". По этому случаю главы государств и правительств ЕС торжественно пообещали ему в заключительном коммюнике своей встречи в Тампере, что "г-н Солана может положиться при исполнении своих полномочий и задач на неограниченную поддержку" государств-членов.
Тем не менее появление "министра иностранных дел" ЕС, да еще с небезызвестным неугомонным характером, вызывает среди 15 членов союза двойственные чувства. Ибо, как саркастически заметил один из представителей союза, "с одной стороны, 15 государств хотят обрести дееспособную совместную внешнюю политику, а с другой - сохранить это дело в собственных руках". В ряде западноевропейских столиц поеживаются, наблюдая за претензиями Соланы. Мало того что для него создан специальный аппарат и при нем будут находиться соответствующие представители 15 стран, он отвоевал себе право присутствовать и выступать на всех саммитах ЕС, за столом которых порой обходятся без национальных министров иностранных дел. Скорее всего, бывшего генсека будут и в "европейском качестве" приглашать на свои регулярные посиделки его друзья - министры обороны НАТО, коль скоро в его ведении наряду с внешней политикой находятся и проблемы безопасности, занимающие ЕС. А под этим, в частности, имеется в виду создание необходимых инфраструктур и возможностей, при которых страны ЕС могли бы в случае чего проводить "миротворческие операции" типа югославской без непосредственного соучастия США и НАТО.
Особенно обеспокоены полномочиями Соланы малые страны ЕС. Известно, например, что голландцы, датчане и ирландцы активно возражали против их чрезмерного расширения. Им приходится многие свои внешнеполитические намерения согласовывать и "пробивать" через инстанции ЕС. Теперь на их пути появится солановский "отдел планирования и анализа".
В отличие от комиссаров (министров) Комиссии ЕС, Хавьер Солана формально по статусу является только ее "служащим". Он не утверждался Европейским парламентом, а лишь Советом министров - правда, на высшем уровне. А компетенции его сродни комиссарским, отчасти даже полнее и шире. Официально внешней политикой ЕС ведает британец Кристофер Пэттен. Еще один, немец Гюнтер Ферхойген, курирует вопросы расширения ЕС. А тут еще появляется "мининдел" Солана, который теоретически должен быть причастен к деятельности обоих этих комиссаров, коль скоро речь идет о единых внешнеполитических установках, подходах и шагах ЕС. Хотя Солана и заверил при вступлении в должность, что они с Пэттеном "полны решимости работать вместе", да и вообще он готов сотрудничать со всеми, но основа для трений и подковерной борьбы в области внешнеполитических компетенций в брюссельской Комиссии ЕС налицо.
Пока что "высокий представитель" произносит речи. Он хочет "придать Европе новое лицо в международной политике", в которой она "должна стать активнее", а также говорить "одним голосом". Одновременно Солана готовится к своей первой поездке в новом качестве. Он намерен принять в Хельсинки участие в скором саммите ЕС-Россия. Это будет и первый российский контакт с "европейцем" Соланой после замораживания отношений с ним как генсеком НАТО из-за его прямой причастности к организации бомбежек Югославии.