Новый генсек НАТО лорд Джордж Робертсон. Фото из сети Интернет |
НЕДЕЛЮ назад покинул стены резиденции Североатлантического союза его девятый по счету шеф Хавьер Солана, и вот уже в тщательно охраняемом кабинете заседает его сменщик - лорд Джордж Робертсон, прибывший в Брюссель вчера из Великобритании. Выросший в семье полицейского, новый генсек отличается довольно крутым нравом, жестким характером, категоричностью суждений. Свою политическую карьеру он сделал на профсоюзном поприще - много лет с успехом защищал интересы шотландских производителей виски. Будучи активистом лейбористской партии и депутатом парламента, Робертсон постепенно пошел в гору по государственной линии. В итоге в кабинете Тони Блэра он становится министром обороны, реконструируя на свой лад эту отрасль и всю британскую армию в целом. Настоящим "ястребом" показал себя министр во время натовской агрессии против Сербии - его брифинги, выступления по телевидению, требования отозвать из Югославии неугодных ему британских журналистов надолго врезались в память не только соотечественникам, но и американскому руководству. Отсюда и трамплин в карьере Робертсона - назначение на высший пост в натовской пирамиде. Он очень понравился американской администрации.
Лорду 53 года. Женат с 1970 года, отец троих детей. Он на правом крыле лейбористов. Среди соратников по партии новый генсек НАТО, в частности, выделяется тем, что никогда не участвовал ни в каких акциях за ядерное разоружение.
Когда в связи с назначением Хавьера Соланы Верховным представителем Европейского союза по внешней политике и политике безопасности стали называть возможных кандидатов на его замену, Робертсона среди них не было. На саммите по Балканам в Сараево, за рамками официальной программы встречи Тони Блэр довольно неожиданно сделал предложение по Робертсону США, Франции, Германии, Италии и Испании, которые с ним согласились. После этого постоянные представители стран НАТО в Брюсселе начали в "неформальном" порядке обсуждать кандидатуру Робертсона.
Три государства - Бельгия, Нидерланды и Люксембург оказали некоторое сопротивление натиску "больших стран", задетые тем, что их поставили перед фактом и предложили проштамповать уже готовое решение "старших братьев". Разумеется, Брюссель, Гаага и Люксембург возражали скорее против процедуры, чем кандидатуры. Они и сами понимали, что другого решения быть не может, раз с ним согласен Вашингтон.
Сразу вслед за официальным коммюнике о назначении Джорджа Робертсона генеральным секретарем НАТО и председателем Североатлантического совета штаб-квартира альянса распространила заявление Хавьера Соланы, который, приветствуя решение по своему преемнику, подчеркнул, что тот "во время косовского кризиса показал, что умеет руководить с твердостью и никогда не поступается своими принципами". Солана выразил уверенность, что у Робертсона есть "все необходимые качества, чтобы блестяще обеспечить выполнение функций генерального секретаря нашего альянса".