Рисунок Вадима Мисюка |
СЕНАТ США отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Против одобрения договора высказался 51 член верхней палаты конгресса, за - всего 48 при необходимых 67.
Пожалуй, впервые с момента окончания холодной войны американская элита, влияющая в том числе и на внешнюю политику, продемонстрировала, что движение в сторону разоружения и повышения уровня доверия в мире не входит в стратегические интересы США. Да и вообще впервые с 1920 года, когда в верхней палате конгресса был провален Версальский пакт, сенат отказал президенту в ратификации важного международного договора. Ядерные испытания - вещь в принципе приемлемая: именно такой сигнал послали американские сенаторы миру. Те самые сенаторы, которые в мае прошлого года призывали к введению санкций против Индии и Пакистана за проведенные атомные взрывы.
Задолго до голосования в сенате Россия и Китай дали понять, что в случае провала договора в Вашингтоне этот документ в Москве и Пекине ждет незавидная судьба - правительства просто не пойдут в парламенты с предложением о ратификации ДВЗЯИ. А это чревато усилением тенденции к появлению новых ядерных государств. Теперь "пороговые страны" (а к ним по разным критериям относят Израиль, КНДР, Иран, Ирак и даже Бразилию, Аргентину и Египет) смогут оправдать при необходимости продолжение исследований в области военного атома: если можно сильным, то уж слабым-то и подавно, а иначе - как защищаться от сильных.
И если некоторые сенаторы в качестве одного из аргументов против ратификации ДВЗЯИ называли военный переворот в Пакистане, то нератификация этого же самого ДВЗЯИ вынудит новые пакистанские власти, которые ко всему прочему наверняка окажутся под большим влиянием военных, ускорить и расширить национальную ядерную программу, что вызовет цепную реакцию в соседней Индии.
Для России нератификация договора американской стороной означает и усиление напряженности в двусторонних российско-американских переговорах по вопросам стратегической стабильности. Ведь в июне следующего года США намерены решить вопрос о развертывании национальной системы противоракетной обороны (ПРО), запрещенной Договором 1972 года. Принятие такого решения в условиях теоретической возможности возобновления будущей администрацией США ядерных испытаний (Клинтон может ручаться за мораторий на взрывы лишь до конца своего мандата) еще более усилит дисбаланс в соотношении арсеналов США и России. И Москве придется отвечать на этот вызов. Естественно, все это приведет к новому витку гонки вооружений. В этой связи нелишне напомнить, как прокомментировал ситуацию с Договором по ПРО в интервью "НГ" (см. # 190 от 12.10.99) министр иностранных дел России Игорь Иванов: "Если Договор по ПРО будет нарушен, то все переговоры по СНВ потеряют смысл. Создание национальной системы ПРО в нарушение Договора 1972 года автоматически будет сигналом для любой другой страны - и не только для России, кстати, - создавать такие вооружения, которые сделали бы подобные системы неэффективными". То есть фактически имеется в виду, что, во-первых, провалится лелеемая Вашингтоном надежда на ратификацию Договора СНВ-2 в Госдуме (и вместе с этим необходимые нам переговоры по Договору СНВ-3), а во-вторых, РФ и другие страны, в первую очередь Китай, начнут усиленно работать над мощными наступательными системами и увеличивать парк своих ядерных ракет, который, к радости США, сокращался в течение долгого времени по Договору СНВ-1. Естественно, что ни российским, ни американским интересам все это не отвечает.
Теперь республиканцы получили возможность отыграться за проваленный тем же самым составом сената импичмент - они свели к минимуму значение подписи американского президента под международным договором. Партийное распределение в 100-местном сенате складывается таким образом (ни демократы, ни республиканцы не располагают необходимым твердым большинством в две трети списочного состава), что палата гораздо более способна к тому, чтобы проваливать, нежели одобрять, большинство важнейших решений, выносимых на суд ее членов.
Выступая в сенате в день голосования, Лотт обрушился на Клинтона с критикой: "Мы знаем, что от Северной Кореи до Ирана и Ирака, от Китая до России и от Индии до Пакистана следующий президент будет вынужден противостоять стратегической ситуации, которая во многом гораздо более враждебна и опасна, нежели та, что президент Клинтон унаследовал в январе 1993 года". Понятно, что в основном эти слова вызваны желанием уязвить президента-демократа накануне наступающего года выборов. Но в этой фразе очевидно отношение к России - высказанное откровенно и публично - как к одной из составляющих "враждебного и опасного" окружения США.
И в этой связи от ближайших выборов главы государства в Соединенных Штатах России не стоит ожидать ничего хорошего. Демократы понимают: чем мягче вести себя во внешней политике, тем меньше шансов на победу, и наоборот - достаточно вспомнить резкий рост рейтинга Клинтона после начала агрессии против Югославии. Создание национальной ПРО (которая значительно укрепит безопасность США и ослабит позиции России), вероятно, окажет на популярность Демократической партии приблизительно такое же воздействие.