В СООТВЕТСТВИИ с планом ООН в Восточный Тимор будут временно введены войска ООН - "голубые береты" численностью до 11 тыс. человек. Малайзийское правительство еще раз подтвердило свое желание возглавить войска ООН в Восточном Тиморе во второй фазе международной операции, когда управление территорий будет временно передано ООН. Министр иностранных дел страны Хамид Албар сообщил журналистам, что малайзийская армия располагает достаточными силами для этого.
Австралия заявила на днях о намерении отозвать большую часть своих войск из Восточного Тимора, как только ООН возьмет на себя управление территорией в переходный период. Австралийские власти считают, что будущие миротворческие силы должна возглавить одна из стран АСЕАН, так как новое государство формируется на территории Юго-Восточной Азии.
Однако многие здесь немедленно вспомнили не столь давнюю историю, когда месяц назад страны АСЕАН также первыми выразили желание помочь восстановить мир в Восточном Тиморе. Тогда ООН заявила, что не сможет взять под свою эгиду международную операцию ранее чем через 3-4 месяца, а это означало, что до того расходы по миротворческой операции должны нести сами страны-участницы.
Второй причиной быстрого отката назад стран АСЕАН, возможно, стали политические мотивы или знаменитая формула АСЕАН - невмешательство в дела соседей. Все понимали, что присутствие иностранных войск на территории Индонезии не будет для нее приятным воспоминанием, несмотря даже на личное обращение президента Хабиби к мировому сообществу за помощью с целью прекращения беспорядков в Восточном Тиморе. Пока АСЕАН искала приемлемый выход из деликатной ситуации, в Восточном Тиморе началась кровавая бойня, и потребовалось немедленное вмешательство. Но оказалось, что лишь Австралия, Новая Зеландия и Англия реально готовы начать операцию. Первые 2500 солдат были переброшены в Дили.
А где же инициаторы? Сингапур направил 20 человек в помощь многонациональным силам, Малайзия - 30, Филиппины - 120 человек. Единственным представителем АСЕАН, предложившим серьезную помощь, стал Таиланд, пообещавший направить в Восточный Тимор до 1500 солдат. Но и в Таиланде появились голоса, предупреждавшие о возможных негативных последствиях в отношениях с Индонезией.
В результате, как это часто бывает, критика обрушилась на тех, кто вместо разговоров начал действовать, - в первую очередь, на австралийцев. Индонезия пригрозила прекратить торговые отношения, затем и дипломатические связи. Ей вторил премьер-министр Малайзии Махатхир, выступивший против жестокости действий австралийских солдат. "Зачем они направляют свои винтовки против безоружных жителей?" - вопрошал Махатхир. При этом он, наверное, забыл, что пока ни одной жертвы среди мирного населения в операции, длящейся уже 3 недели, нет, но конфисковано огромное количество оружия, именно того оружия, которое недавно убивало мирных жителей.
АСЕАН, гордящаяся своими правилами консенсуса в решении проблем, и на этот раз продемонстрировала консенсус, но только в своей неспособности действовать в критических ситуациях, что, собственно, и вынудило представителей других регионов идти первыми на помощь Восточному Тимору. Думается, что единственным объективным судьей в оценке действий миротворческих сил в Восточном Тиморе остается сам народ этой многострадальной территории. В пятницу, когда австралийские войска взяли город Балибо, один из основных опорных пунктов на границе с собственно Индонезией, несколько десятков, оставшихся там жителей встречали солдат со словами и плакатами: "Спасибо, мы вас давно ждем!"