ПОСЛЕ острейшей политической дискуссии в понедельник вечером в Италии все-таки были обнародованы документы из так называемого "Архива Митрохина", свидетельствующие об исключительно активной деятельности КГБ на Апеннинах в 50-70 годы. Правда, вопреки ожиданиям многих политиков на свет вышел вовсе не список тайных агентов, работавших на СССР, а огромное досье на 645 страницах, повествующее о том, как советской разведке удалось в послевоенные годы создать в Италии разветвленную и весьма эффективную шпионскую сеть, привлекая к сотрудничеству политиков, государственных чиновников, дипломатов и журналистов. К числу наиболее известных персонажей, упоминаемых в этом обширном досье, относятся видный деятель компартии, возглавляющий ныне входящую в правительство Партию итальянских коммунистов Армандо Коссутта; бывший заместитель главы правительства, один из исторических лидеров соцпартии Франческо Де Мартино; бывший председатель Итальянской социалистической партии пролетарского единства Лелио Бассо; депутат Европарламента от правых сил Яз Гавронский и многие другие.
Как и предсказывала "НГ" еще три недели назад, "Архив Митрохина" вызвал подлинный политический шок на Апеннинах, предельно обострив противостояние между левоцентристской правящей коалицией и правой оппозицией. Недаром сразу же после обнародования секретных досье ряд влиятельных представителей правых сил потребовали от премьер-министра Массимо Д"Алемы немедленно объявить об отставке своего кабинета, поскольку одну из партий правящей коалиции возглавляет советский шпион (речь идет о Коссутте). Совершенно очевидно, что премьер прекрасно представлял себе подобное развитие событий и потому всеми силами стремился не допустить публикации взрывоопасных материалов без предварительного разбирательства со стороны следственных органов. Это у него не получилось.
Напомним, что нынешний шпионский скандал разгорелся в Италии после того, как в Лондоне было объявлено о предстоящей публикации книги историка Кристофера Эндрю "Архив Митрохина". В этой работе, основанной на секретных документах, которые бывший архивист КГБ Василий Митрохин в 1992 году передал британским спецслужбам, немалая часть была посвящена именно деятельности советской разведки в Италии. На недоуменные вопросы общественности о том, почему об этом стало известно лишь теперь, то есть через семь лет после бегства Митрохина на Запад, официальный Рим поначалу отвечал, будто ничего не знал о существовании этих досье. Однако под нажимом прессы в начале октября представители правительства вынуждены были признать, что "Архив Митрохина" существует и был передан Великобританией Италии с марта 1995 по ноябрь 1998 года.
Что же в конечном счете вышло на поверхность? В "Архиве Митрохина" упоминается 261 агент, причем большинство этих людей обозначены под кодовым именем. Как уже рассказывала "НГ", в их числе есть журналисты (в том числе руководители некоторых газет и информационных агентств), дипломаты (в том числе бывший итальянский посол в Москве), чиновники различных государственных ведомств (в том числе МВД и даже секретариата президента), а также ученые и предприниматели (они занимались промышленным и коммерческим шпионажем). Что касается политиков, то они, как правило, проходят в документах как источники информации, с которыми устанавливались "конфиденциальные контакты". Что понималось под этим термином, точно казать трудно. Скажем, в досье упоминается секретная встреча между Коссуттой и бывшим советским послом в Риме Никитой Рыжовым в 1975 году. Но смело можно предположить, что такого рода секретные встречи с различными советскими представителями Коссутта, курировавший в ИКП отношения с КПСС, в том числе вопросы финансирования, проводил достаточно часто. Сам коммунистический лидер отреагировал на разоблачение с желчной иронией, заметив, что не раз встречался с Брежневым, Сусловым, Горбачевым, Пономаревым, которых вряд ли можно назвать кураторами из КГБ.
Тем не менее проблема выяснения ответственности каждого персонажа из "Архива Митрохина" остается, а это чревато созданием в стране атмосферы "охоты на ведьм". Кстати, это в полной мере относится не только к левым, но и к правым. Один пример Гавронского, который, согласно досье, долгое время "находился в разработке", говорит о многом, ведь этот известный журналист, бывший корреспондент гостелевидения РАИ в Москве в годы премьерства Сильвио Берлускони был его пресс-секретарем, а также имел тесные контакты в Ватикане, включая встречи с Папой Римским. Таких примеров в опубликованном досье очень много, и теперь следственным органам все равно придется выяснить, кто действительно за деньги работал на КГБ, а кто лишь стал объектом пристального внимания советской разведки, возможно, вовсе не подозревая об этом.