Разрушенные мосты через Дунай в Югославии создают не только транспортные, но и политические проблемы. Фото ИТАР-ТАСС |
НЕПРИЕМЛЕМАЯ ситуация, сложившаяся на Дунае, где судоходство заблокировано на югославском участке, заставляет наиболее страдающие от этого страны - Болгарию, Румынию и Украину - сообща искать выход из тупика.
С одной стороны, югославские власти не разрешают их судам пользоваться каналом Дунай-Тиса-Дунай, обходящим аварийный участок в районе города Нови Сад и не подлежащим юрисдикции Дунайской конвенции. По решению парламента СРЮ этой привилегией пользуются только российские суда, а также те, проход которых объясняется так: югославская сторона не может обеспечить безопасность прохода иностранных судов по каналу. Подтекст этого решения имеет в виду, что за свою пронатовскую позицию во время недавней войны в Югославии официальные Бухарест и София должны платить. С другой стороны, Белград отверг предложение Болгарии и Румынии помочь в очистке русла реки от обломков мостов, разрушенных бомбардировками НАТО, и даже предоставить свое оборудование для этого. Тут его позиция принципиальна: возобновление навигации ставится в зависимость от восстановления разрушенных мостов.
Похоже, вряд ли приведут к успеху демарши, предпринятые Болгарией, Румынией и Украиной на недавней встрече министров транспорта в Киеве. Там они обратились с совместным заявлением к Европейской комиссии с просьбой о выделении 16 миллионов евро Дунайской комиссии на очистку Дуная в районе Нови Сада. Три министра планируют созвать Дунайскую комиссию на чрезвычайную сессию в том случае, если до 10 октября предстоящие переговоры с югославским Министерством транспорта не дадут результатов.
А пока речники трех стран терпят убытки в десятки миллионов долларов. Например, в дунайских портах, что выше по течению от Нови Сада, без дела "загорают" 130 румынских судов, а судоходная компания "Навром" была вынуждена уволить четыре с половиной тысячи своих работников. В Министерстве транспорта Румынии распорядились задержать суда под югославским флагом в порту Констанца и запретить им пользоваться каналом Дунай-Черное море. Принятие аналогичных мер рассматривается и в Софии.
Свою солидарность с тремя странами, борющимися за восстановление навигации на Дунае, высказал на днях и французский президент Жак Ширак, принимая в Париже своего румынского коллегу Эмиля Константинеску. Он назвал позицию Югославии "неприемлемой" и объявил, что срочно доведет до сведения своих партнеров по G-8 и Евросоюзу ситуацию с судоходством на Дунае как последствие войны в Косово.