ИНДИЙСКАЯ Избирательная комиссия в четверг опубликовала предварительные итоги только что закончившихся внеочередных всеобщих парламентских выборов. Они не обманули ожиданий: победил Национальный демократический альянс (НДА), состоящий из двух десятков партий, ведомый Бхаратия джаната парти (БДП) и уже получивший более 280 мест в Лок сабхе (нижней палате парламента). Его главный соперник - партия Индийский национальный конгресс ИНК(И) с союзниками смогли набрать лишь около 140 мест.
Таким образом, НДА и прежде всего БДП с ее лидером, нынешним премьер-министром Атал Бихари Ваджпайи, перешла заветный рубеж в 273 места, означающий большинство, и получил возможность формировать собственное правительство. В пятницу участники НДА на специальном заседании формально избрали Ваджпайи своим парламентским лидером, который автоматически становится премьером, а на будущей неделе, после того как будут оглашены окончательные и официальные результаты выборов, новое правительство Индии будет приведено к присяге. Напомним, что после выборов 1996 г. Ваджпайи удержался в кресле премьер-министра лишь 13 дней, по итогам выборов 1998 г., также внеочередных, он пребывал на этом посту 13 месяцев. И сейчас аналитики пытаются дать прогноз относительно долговечности нынешнего правительства.
Как бы то ни было, прошедшие выборы зафиксировали два очень примечательных достижения: Ваджпайи удалось вернуться во власть, что случилось впервые после 1971 г., когда также вернуться удалось Индире Ганди; впервые за всю историю независимой Индии самой старой политической партии страны ИНК(И) удалось собрать лишь около 110 голосов в парламенте - так низко она еще никогда не падала (в 1996 г. у нее было 137 голосов, в 1998 г. - 166).
НДА состоит из двух десятков мелких партий, объединяемых общенациональной БДП, и у каждой из них есть собственные интересы, желание получить те или иные портфели или лакомые посты в административном аппарате, что снижает единство и целостность альянса; в то же время он выглядит достаточно прочным, чтобы просуществовать дольше, чем предыдущие правительства БДП. Здесь полагают, что уж не менее двух лет правительство будет стабильным (максимальный срок парламента очередного созыва - пять лет), что вселяет определенные надежды на стабилизацию политической жизни. Это самым благоприятным образом скажется на экономике, которая в целом находится на подъеме, но ее успехи были бы значительно более весомыми, если бы не нестабильность в сфере политики - за последние три года это уже третье правительство в стране.
Важным итогом выборов аналитики называют и то, что БДП удалось избавиться от комплекса индуистской националистической партии. Теперь она (но главным образом ее лидер) предстала в новом облике - умеренно консервативной партии, предметом забот которой прежде всего является благосостояние народа и страны. Такой поворот, конечно, привлек к БДП новых сторонников.
Таким образом, избиратели, выделив БДП, дали ей шанс доказать на деле, что она стремится к решению острых вопросов внутренней политики и экономики, к продолжению реформ, достижению стабильности, ведущей к дальнейшему экономическому подъему. Впервые за всю историю независимой Индии избиратели поверили "националистической индуистской" партии, напрямую дав ей возможность формировать правительство без "сколачивания" непрочных альянсов. Видимо, 13 месяцев ее правления убедили избирателей, что именно она сможет решить их проблемы. Свою роль здесь, конечно, сыграли и гордость за страну после проведения в прошлом году серии ядерных испытаний, и запуск в строй мощнейшего суперкомпьютера ПАРАМ-10000, аналоги которому имеются лишь в Японии и США, rаргильский вооруженный инцидент, из которого Индия вышла победителем, успехи страны на дипломатическом поприще и многое другое. Аванс выдан очень весомый. Теперь БДП со товарищи должна доказать, что произошло все это во время ее правления не случайно.
Настоящей сенсацией стало сокрушительное поражение Индийского национального конгресса, старейшей партии, которая привела страну к независимости 52 года назад, лидерами которой были такие всемирно известные личности, как Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Ничего не помогло: ни привлечение в партийные лидеры Сони Ганди, вдовы убитого экстремистами бывшего премьера Раджива Ганди, ни интенсивная ее предвыборная кампания, рассчитанная на рост симпатий к семье Неру-Ганди, ни участие в кампании самых изощренных политиков, ни яростное "разоблачение" оппонентов. Народ не поверил обещаниям конгрессистов, которые в последние годы стали для многих олицетворением коррупции, скандалов, злоупотребления властью и других прегрешений. Народ отказался, таким образом, от старого и инстинктивно потянулся к новой силе - БДП. Теперь ИНК(И), по мнению многих, ждут очень трудные времена, которые могут привести к расколу партии, выходу из ее состава видных политиков, резкому снижению ее политического веса в стране. Партии придется кардинально пересматривать весь свой курс и программные установки, чтобы найти путь к сердцам избирателей. С другой стороны, отмечают аналитики, в поражении ИНК(И) есть и важный позитивный момент: он показывает, что в стране завершился период, когда безраздельно властвовала одна партия, и появились реальные условия к созданию двухпартийной парламентской системы - основы функционирования большинства демократических обществ.
Единственным утешением для ИНК(И) стало участие в предвыборной кампании и выборах дочери Сони - Приянки Вадра (Ганди). Она стала настоящей "свежей" звездой выборов. Приянка не только баллотировалась в двух округах, впрочем, как и Соня, но и вела значительную часть предвыборной работы в пользу матери - писала, например, для нее речи на хинди (Соня хотя хинди и знает, но это не ее родной язык, поэтому написание речей ей не под силу). А отношение избирателей к Приянке навевало на не лишенные оснований размышления, что не ее мать, а она сама в скором будущем сможет стать истинным лидером ИНК(И) и, возможно, страны: уж больно она напоминала всем бабку - Индиру Ганди, и ее облик вызывал ностальгию по старым временам у значительной части индийцев.