НАСИЛИЕ в Косово продолжается, и миротворцы пока ничего не могут с этим поделать. Выполнение резолюции СБ ООН 1244 находится под угрозой срыва. Не в последнюю очередь низкая эффективность международного военного присутствия (КФОР) объясняется глубоким недоверием, которое испытывают к этим силам различные стороны косовского конфликта. Сербы не доверяют натовскому компоненту КФОР, поскольку именно под его покровительством распоясались боевики "Освободительной армии Косово", вынуждая десятки тысяч сербов уходить за пределы края. Албанцы по известным причинам не доверяют российскому контингенту.
НАТО старательно делает вид, что ее присутствию в Косово нет альтернативы, что в распоряжении ООН нет другой организованной силы, которая могла бы предотвратить кровопролитие. Однако такая альтернатива есть, хотя о ней пока мало кому известно. Это бригада быстрого развертывания ООН, которая называется "Ширбриг".
Знакомство с "Ширбриг" состоялось случайно. Некоторое время назад в Дании находилась делегация Госдумы во главе с заместителем председателя Комитета по обороне генералом Николаем Безбородовым. Целью поездки было участие в заседании "круглого стола" с датскими политологами по проблемам, связанным с расширением НАТО и агрессией альянса против Югославии. По завершении встречи делегации предложили побывать в бригаде ООН.
Предыстория вопроса такова. В феврале 1995 года Совет Безопасности обратился к странам - членам ООН с призывом высказать предложения о том, как повысить ее способность реагировать на конфликты, которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности. Тогда несколько стран предложили создать многонациональное подразделение, которое могло бы оказывать военную поддержку политическим усилиям ООН. И вот 15 декабря 1996 года Австрия, Канада, Дания, Голландия, Норвегия, Польша и Швеция подписали документ, учреждающий бригаду быстрого реагирования ООН ("Ширбриг"). А 2 сентября 1997 года генсек ООН официально открыл штаб бригады в казармах Ховелте к северу от Копенгагена.
Бригада предназначена для действий, санкционированных Совбезом в соответствии с VI главой Устава ООН. В ее функции может входить превентивное размещение войск, наблюдение за прекращением огня, разведение противоборствующих сторон, обеспечение гуманитарных поставок. Всю ответственность за боевую подготовку и материально-техническое обеспечение подразделений, которые выделяются в состав бригады, несут армии соответствующих стран. ООН принимает на себя расходы лишь с момента принятия политического решения о проведении миротворческой операции с участием "Ширбриг".
"Ширбриг" может приступить к выполнению боевой задачи через 15-30 дней после ее определения. Максимальный срок пребывания в зоне конфликта - полгода. После этого бригада должна быть или выведена, или заменена другими войсками.
Принципиальная особенность подразделения заключается в том, что в него могут входить военные только малых и средних стран. Однако без крупных держав все-таки не обойтись. Генерал Томсен, командующий бригадой, рассказал о переговорах, которые он провел с российским министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу. Дело в том, что именно МЧС России обладает парком транспортных самолетов, которые способны обеспечить переброску тяжелой техники для миротворческих сил ООН в район возможного конфликта.
Бригада, численность которой должна составить 4-5 тысяч человек будет полностью готова к действию к концу года. Но есть и проблемы. Не полностью укомплектованы важные обслуживающие подразделения, например, саперные роты и тыловые подразделения. Нет подразделения военной полиции, а ведь это один из самых важных элементов бригады, ибо именно военной полиции в первую очередь приходится вступать в соприкосновение с конфликтующими сторонами. По мнению генерала, со временем бригада могла бы расшириться, скажем, до 20 тысяч военнослужащих.
Идея многонациональной бригады ООН, несомненно, интересна и перспективна. Если в составе "Ширбриг" будет лучше выдержан политический баланс, прежде всего за счет более широкого включения в нее подразделений нейтральных стран, то может возникнуть эффективный, приемлемый механизм предотвращения конфликтов, подобных косовскому.
Копенгаген-Москва