С ТЕХ ПОР как Эхуд Барак был избран премьер-министром Израиля, президент Сирии Хафез Асад неустанно расточает ему комплименты. Он не раз заявлял журналистам, что Барак - это тот человек, "с кем можно договориться и достичь взаимопонимания". Подобные заявления не случайны. Сегодня Асад нуждается в Бараке как никогда. Почему?
Сирия образца 1999 года весьма отличается от Сирии двух-трехлетней давности. Страна фактически парализована самым тяжелым за последние 40 лет экономическим кризисом. Недавнее продолжительное снижение цен на нефть - главный источник ее доходов - больно ударило по сирийской экономике. Да и сами запасы нефти истощаются, что, несомненно, прибавляет головной боли и без того нездоровому 70-летнему президенту.
На грани краха находятся системы здравоохранения и просвещения. Сокращается субсидирование основных продуктов питания - таких, как хлеб и сахар. Застой в экономике, рост безработицы - все это делает ситуацию критической. Недовольство народа стало выплескиваться в бурные акции протеста.
Экономические трудности сказываются и на состоянии в армии. Сирийский генералитет крайне раздражен невозможностью переоснастить армию современными видами оружия. Все это затрудняет Асаду гладкую передачу власти по наследству его 34-летнему сыну Башару.
И в этой ситуации, как считают некоторые эксперты, Барак нужен сирийскому лидеру для того, чтобы выбраться из международной изоляции. Но главное - заручиться экономической поддержкой Запада.
Сегодня Асад много говорит о мире. Но его дела, как, впрочем, и раньше, расходятся со словами. Ведь отнюдь не "израильские правые экстремисты" установили, что Сирия является страной, оказывающей поддержку международному терроризму. Так утверждает госдепартамент США. Когда Асаду нужно, боевики проиранской группировки "Хезболлах" наносят удары по Израилю. И зачехляют оружие, как только он того пожелает.
Судя по всему, Дамаск намерен и впредь безраздельно властвовать в Ливане. Кроме всего прочего и потому, что Сирия оказалась в экономической зависимости от этой страны. Там работает миллион сирийцев, которые ежемесячно переводят заработанные деньги своим семьям. Эти "гастарбайтеры" нуждаются в военном прикрытии сирийской армии. Кроме того, при попустительстве сирийцев ливанская долина Бекаа превратилась в одну из крупнейших баз производства и транспортировки наркотиков в страны Европы и США. Наркобизнес стал отраслью, обеспечивающей пропитание тысячам сирийских семей.
Таким образом, любой удар по инфраструктуре Ливана, как и замедление экономического роста этой страны, больно бьет по стабильности режима в Дамаске. А это означает, что ключи к сохранению (или падению) режима Асада во многом находятся в руках Израиля. Именно от его политики по отношению к Сирии зависит, рухнет власть Асада или укрепится. Причем Бараку придется платить дважды, ибо он, по сведениям из достоверных источников, намерен не только выручить Асада, но и вернуть ему Голанские высоты.
Наблюдатели в Израиле считают, что если бы политики проявили твердость в отстаивании своей позиции, то они сумели бы достичь всеобъемлющего мирного урегулирования с Сирией и сохранить за собой Голанские высоты. К примеру, договориться об аренде этой территории на 99 лет. Голаны - это менее 1% территории Сирии. А вот стратегическая значимость высот для Израиля - это все 100%. Территориальные компромиссы не обеспечат израильтянам безопасности. Они лишь изменят расклад сил, причем не в лучшую для Израиля сторону.