ВТЕЧЕНИЕ нескольких дней (26, 27, 28 сентября) Таллин отмечал грустную дату - пять лет со дня гибели парома "Эстония". Для 852 пассажиров того трагического рейса в Стокгольм эта ночь стала последней в жизни...
Родные погибших и уцелевших в кораблекрушении встретились в порту эстонской столицы, организовали благотворительный концерт; выручка пойдет на поддержку образования детей, родители которых стали жертвами кораблекрушения.
Грустная дата всколыхнула слухи о причинах катастрофы. Несмотря на давнее официальное заключение международной комиссии о том, что беда случилась по совокупности прозаических причин - из-за высокой скорости судна во время сильного шторма и недостатков в конструкции носового люка, все же есть и такие эксперты, которые громко заявляют об иных причинах трагедии. Речь идет о бомбе (или даже бомбах) на борту "Эстонии", заложенных мафией. Причем с каждым годом эти слухи усиливаются.
Их волну особенно сильно всколыхнула эстонская газета "Ээсти пяэвалехт". Ее журналисты откуда-то достали пленку с подводной видеосъемкой, выполненной еще 9 октября 1994 года финским департаментом погранохраны по просьбе международной комиссии. Просмотрев видеозапись, эксперты увидели рядом с разрушенным боковым замком носового люка парома коробку размером 15х20 сантиметров, которой, по утверждению бывшего штурмана парома "Эстония" Роланда Лемендика, там и вовсе не могло быть. Это явно посторонний предмет, сказал он журналистам. Газета стразу же заявила, что это... взрывчатка. Основанием для такого утверждения явились не досужие размышления, а версия, опирающаяся на мнение экспертов Германии и Великобритании. Подвести итоги под слухом газете "Ээсти пяэвалехт" помог эстонский специалист по взрывчатке полковник Удо-Меэм Леттенс. Он просмотрел кадры видеозаписи, ознакомился с мнением экспертов и тоже пришел к выводу, что коробка действительно может быть взрывчаткой - пластитом. Мало того, внимательно просматривая еще одну видеозапись, он увидел очередной странный предмет, похожий на пластит и находившийся уже в другом месте судна - в районе шестой палубы.
Эстонскую газету поддержало шведское издание "Афтонбладет". Его журналисты тоже получили информацию, из которой следовало, что на пароме могла быть заложена бомба. По сведениям "Афтонбладет", около одного из иллюминаторов на шестой палубе "Эстонии" виден предмет, похожий на бомбу. Эта версия полностью совпала с предположением полковника Удо-Меэма Леттенса.
Журналисты и другие сторонники версии о взрыве на борту "Эстонии" потребовали вновь созвать международную комиссию для более обстоятельного расследования причин катастрофы, послать водолазов к затонувшему судну.
Представители немецкой судоверфи "Meyer-Werft", построившей паром, выразили пожелание финансировать экспедицию - для того чтобы проверить достоверность слухов о взрыве. Однако премьер-министр Эстонии Март Лаар сделал заявление о том, что пока нет оснований подвергать сомнению официальные выводы о гибели парома. Мнение правительства Швеции совпало: оно не считает нужным проводить новое расследование причин кораблекрушения.
В поддержку такой позиции накануне грустной даты выступила "финская группа" экспертов из международной комиссии, специально прибывшая в Таллин для того, чтобы развеять слухи о действиях мафии против пассажиров парома.
- Мы надеемся, что спекуляции насчет бомбы на борту "Эстонии" прекратятся, - заявил один из членов международной комиссии, расследовавшей обстоятельства кораблекрушения, финский эксперт Кари Лехтола. - Нет никаких доказательств того, что произошел взрыв или были взрывчатые вещества.
Члены так называемой "финской группы" убеждены, что в видеозаписи никакой не пластит, а деталь товарного поддона с отломанными перемычками и доской основания, который был на судне и разрушился во время катастрофы. "Поверхность предмета напоминает пористую древесину, и вокруг него нет ничего, что могло бы свидетельствовать о наличии подрывной техники", - сделали заявление финские эксперты.
Они утверждают, что в момент гибели парома по заливавшей автомобильную палубу воде плыло много незакрепленных предметов, таких, как матрасы и деревянные поддоны.
- Часть предметов выплыла наружу, часть, зацепившись за борта, осталась внутри, - сделали свой вывод финские специалисты, объясняя появление "оранжевой коробки" около носового люка.
А подозрения эстонского полковника и шведской газеты они отвергают, утверждая, что за иллюминатор шестой палубы зацепился какой-то чехол, дрейфовавший в воде. Оказывается, на видеозаписи, сделанной почти на неделю раньше финской погранохраны норвежской фирмой "Rockwater", этого предмета у шестой палубы нет.
- Выводы международной комиссии, изложенные в итоговом отчете, по-прежнему совершенно верны, и, на наш взгляд, взрыв бомбы как фактор, приведший к гибели судна или способствовавший его гибели, в целом исключен, - заявила "финская группа".
И все же остается ощущение, что точки над "i" после заявления финских экспертов не поставлены. И не только потому, что есть и другие специалисты, считающие достойной внимания версию о бомбе.
Вызывает удивление явное нежелание правительств Эстонии и Швеции, а также финских экспертов отправить новую экспедицию, коль скоро им не придется затрачивать на нее средства - ведь немецкая судоверфь готова, судя по словам ее представителя Петера Хольтаппельса, рассмотреть вопрос о финансировании такой операции.