CВОЙ 54-й день рождения Игорь Иванов отмечал, участвуя в работе 54-й же сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако днем до скромного, но достаточно изысканного застолья в российском консульстве в Нью-Йорке министр провел ряд весьма важных двусторонних и многосторонних встреч. Интересной, например, оказалась беседа с главой израильского МИДа Давидом Леви. Разговор шел не только о ближневосточном урегулировании, но и о ставшей крайне актуальной для нас сейчас теме борьбы с терроризмом. Причем израильтяне выразили не только соболезнования российскому народу в связи с недавними терактами в Буйнакске, Москве и Волгодонске и полное понимание действий федеральных властей на Северном Кавказе, но и предложили поддержку, в том числе в плане работы с общественным мнением.
Обсуждение ближневосточной проблематики продолжилось также на встрече Иванова с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом. Вслед за этим глава МИД РФ встретился со своим китайским коллегой Тан Цзясюанем. Кстати, накануне руководитель МИД КНР выступил с весьма заметной на сессии ГА ООН речью. Во многом она ложилась в рамки сказанного уже ранее с той же трибуны Игорем Ивановым, однако от повторения некоторых принципиальных позиций выступление китайского министра не только не проиграло, но и приобрело гораздо более весомое звучание. В частности, Тан Цзясюань осудил агрессию НАТО против Югославии, причем эта ретроспектива вовсе не выглядела неактуальной, ибо ее упоминание было связано с желанием избежать повторения подобного в будущем. Несмотря на легкое различие в тональностях (речь Иванова была чуть менее эмоциональной), выступления глав дипведомств России и Китая показали, что две страны по-прежнему едины в стремлении крепить идею примата международного права над политическими интересами отдельных государств.
Причем многие страны на нынешней сессии ГА ООН поддерживают эту идею, о чем прямо говорят на встречах с российской делегацией. Как уже писала "НГ", среди таких государств Индия, Иран, страны Латинской Америки и другие. Все это дает повод предположить, что предложенная Москвой и активно сейчас разрабатываемая концепция международных отношений к так называемому саммиту тысячелетия имеет неплохие шансы для реализации. Речь идет не только о "концепции мира" для XXI века, с идеей разработки которой Россия выступила еще на кельнской встрече в верхах "большой восьмерки" в июне этого года, но и о разработке международно-правовых основ применения силы, естественно, на базе существующих норм, прежде всего Устава ООН. Этапом в продвижении этих идей может стать форум ОБСЕ на высшем уровне, который должен состояться в ноябре в Стамбуле, где планируется принять хартию европейской безопасности.