ПРОШЕДШАЯ вчера в Вашингтоне встреча министра иностранных дел России Игоря Иванова и президента США Билла Клинтона была в большей степени посвящена обсуждению стратегических проблем двустороннего и международного характера, нежели выяснению скандальных подробностей дела "Бэнк оф Нью-Йорк" и слухов, касающихся коррупции в высших эшелонах российской власти. Хотя и тема борьбы с международной преступностью тоже не была обойдена вниманием: как сказал журналистам после встречи Игорь Иванов, Россия и Соединенные Штаты выработали общую позицию по поводу банковского скандала, заключающуюся в том, что все утверждения должны быть проверены. Развитие российско-американских отношений - это, по словам главы МИД РФ, "курс долгосрочный и не подверженный колебаниям". И в этой связи главную цель своего прилета на несколько часов в Вашингтон из Нью-Йорка, где Игорь Иванов принимает участие в работе Генассамблеи ООН, он видит в необходимости "оградить отношения от различных конъюнктурных явлений, которые могут на них негативно отразиться". Несмотря на утверждения в прессе о причастности российского руководства к коррупции, Билл Клинтон, как сказал после встречи с ним Иванов, "считает, что необходимо и дальше помогать реформам в России". И хотя при этом американская администрация ставит вопрос о необходимости контроля за использованием финансовых средств, выделяемых Москве, о чем еще раз сказал позавчера министр финансов США Лоуренс Саммерс, в этом "нет ничего удивительного", считает глава российского внешнеполитического ведомства.
В сфере борьбы с терроризмом после прошедшей встречи в Белом доме, по словам российского министра, от России и США можно ожидать не только расширения контактов и обмена информацией, но и конкретного взаимодействия в случае необходимости. Глава МИД РФ проинформировал американского президента о ситуации на Северном Кавказе, о мерах по восстановлению "нормальной жизни в Дагестане" и предотвращению проникновения в республику "со стороны Чечни бандитов и различных террористических групп". На что Клинтон ответил полным пониманием действий российских властей и опасности, которую представляют боевики.
Если по этим двум проблемам - терроризм и организованная преступность - у собеседников практически не было разногласий, то по ряду вопросов, традиционно занимающих важное место в повестке дня российско-американских отношений, Москва и Вашингтон договориться так и не могут. В первую очередь речь идет о Договоре по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года, который американская сторона фактически хочет нарушить путем создания так называемой ограниченной национальной системы ПРО. Как известно, договор 1972 года запрещает строительство ПРО страны, однако США, объясняя свои намерения имеющимися опасениями относительно существующих якобы угроз со стороны государств типа Ирана, Ирака, КНДР, настаивают на необходимости "внесения изменений" в этот договор. Фактически же речь идет о подрыве или даже ликвидации Договора по ПРО, а по сути, о сломе всей формулы стратегической стабильности как в двустороннем российско-американском, так и глобальном масштабах.
Вообще сейчас ситуация на этом направлении достаточно сложная. Недавний визит в Россию первого заместителя госсекретаря Строуба Тэлботта не привел ни к каким сдвигам. Более того, как считают в Москве, позиции, изложенные им на этих переговорах, касающиеся планов США в области создания национальной ПРО, еще более усилили озабоченность РФ. Примечательно, что сразу же после отлета Тэлботта из Москвы ЦРУ опубликовало доклад, в котором среди стран, от которых исходит потенциальная ядерная угроза Соединенным Штатам, помимо КНДР, Ирака, Ирана, называлась и Россия.
Не изменила ситуацию и прошедшая в конце прошлой недели встреча в Вашингтоне российско-американской группы. Тенденция на заведение американцами переговоров по противоракетной обороне в тупик очень сильно мешает и процессу разоружения. Такое развитие событий делает невозможным выполнение Договоров СНВ-1 И СНВ-2, а также продолжение дальнейших усилий по сокращению арсеналов атомного оружия. В итоге под угрозой (но только не мнимой, а реальной) оказываются не безопасность и даже не интересы Соединенных Штатов, а система международных договоренностей в области контроля над вооружениями.
Ведь вполне логично будет выглядеть, если в случае предполагаемого одностороннего выхода США из Договора 1972 года Россия примет ответные меры в области СНВ, и не исключено, что носить они будут асимметричный характер. В Белом доме не могут этого не предполагать. Как не могут не догадываться, что в стороне не останется и Китай. В Пекине, вероятнее всего, начнут ускоренными темпами наращивать ядерные силы. Ибо стратегический потенциал КНР в случае создания национальной системы ПРО США (пусть и ограниченной) потеряет свою значимость в гораздо большей степени, нежели российский.
Похоже, что сторонам еще придется вести достаточно трудные переговоры. Причем американцы ведут игру не совсем честно, по сути, прибегая к открытой угрозе начать играть совсем без правил: время от времени кто-то из официальных лиц США публично напоминает, что совсем скоро может быть принято решение о начале создания ограниченной национальной системы противоракетной обороны. Последний раз это делала госсекретарь Мадлен Олбрайт - выступая на прошлой неделе, она заявила, что окончательный вердикт Вашингтон может вынести уже летом будущего года. И опять в качестве оправдания была названа активность "опасных режимов" в сфере ядерных технологий - аргумент, с точки зрения США, убийственный. Однако в этой связи и в госдепартаменте, и в Белом доме, и Совете по национальной безопасности почему-то забывают о выдвинутой еще в июне этого года на кельнской встрече в верхах "Группы восьми" российской инициативе по созданию глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Внятной реакции на это предложение из Вашингтона пока не последовало, хотя воплощение его в жизнь могло бы снять беспокойство США по поводу ядерной угрозы от "пороговых" государств. И при этом в отношении стратегической стабильности опасность бы не возникла.