НАЧАЛО общеполитической дискуссии на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке оказалось достаточно интригующим. Первые же выступления свидетельствуют о том, что в штаб-квартире ООН идет именно жаркая дискуссия, а не дежурный обмен речами. Представляющий Россию министр иностранных дел Игорь Иванов построил свое обращение к участникам Генассамблеи в наступательном ключе. По всему тексту его речи хорошо заметны пассажи, в которых фактически отражены актуальные задачи российской внешней политики и обеспечения безопасности, причем не только в общем смысле, а и по конкретным направлениям, где в последнее время Москва начинает ощущать давление из-за рубежа.
Естественно, что существенные коррективы в обращение министра к участникам дискуссии в ООН внесли последние события в России: война на Северном Кавказе и теракты в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Стоит отметить, что в ходе проводимых Игорем Ивановым двусторонних встреч буквально каждый из собеседников российского министра выражает соболезнования по поводу гибели мирных граждан и поддерживает позицию Москвы о необходимости коллективных мер по противодействию международному экстремизму вообще и агрессивному сепаратизму в частности. Так, Мадлен Олбрайт еще раз выступила с осуждением терактов в России и отметила, что есть возможности для сотрудничества в их предотвращении, например, путем обмена опытом и специалистами. Сам же Иванов в своей речи предложил разработать и принять декларацию принципов взаимодействия государств в целях усиления борьбы с терроризмом. Этой же темы Иванов касался и во время многочисленных двусторонних встреч, в том числе и с коллегами из исламских государств. В целом можно сказать, что создана политическая база для активизации сотрудничества российских спецслужб с зарубежными по этому вопросу.
Очень четко определена позиция России по проблеме, о которой после наступления периода относительного затишья на Балканах многие стали постепенно забывать, хотя прецедент нарушения Североатлантическим союзом Устава ООН, основополагающих норм международного права так и не получил должной правовой оценки со стороны всемирной организации. "Международное сообщество может прибегать к принудительным мерам, но это должно делаться только в соответствии с Уставом ООН и по решению Совета Безопасности, - считает министр. - Неправовые средства лишь компрометируют правые цели. Именно под этим углом зрения мы рассматриваем доктрины типа концепции "гуманитарного вмешательства". Вообще же, следует чрезвычайно осторожно подходить к мерам принуждения и уж тем более не допускать того, чтобы они превращались в репрессивный инструмент воздействия на неугодные кое-кому государства и народы".
Идею о необходимости соблюдения установленных норм международного права и недопустимости повторения агрессии, имевшей место со стороны НАТО в отношении Югославии, Игорь Иванов продолжил, говоря и о реформе ООН. Повышение эффективности Совета Безопасности, заявил он, за счет введения в его состав новых авторитетных членов, в том числе - развивающихся стран, помогло бы поддержанию баланса в мире, "особенно в условиях, когда не изжиты рецидивы использования силовых действий в обход Совета Безопасности". Подобные замечания явно контрастируют с центральной линией выступления президента США Билла Клинтона, который обратился к Генеральной Ассамблее часом раньше, и речью президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
В том числе и из-за подобных выступлений России приходится придерживаться активной наступательной тактики. Ведь кроме борьбы за примат международного права есть и другие задачи. В частности, глава российской дипломатии указал на недопустимость ужасного положения русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Значительное внимание уделено и вопросу сохранения стратегической стабильности, которой в последнее время начинает угрожать новая американская идея фактического слома Договора по противоракетной обороне (ПРО). Эту тему Иванов затронул не только в выступлении с трибуны ООН, но и во время переговоров с госсекретарем США Мадлен Олбрайт накануне вечером. Об этом же он будет говорить сегодня и с американским президентом Биллом Клинтоном, для встречи с которым Иванов планирует вылететь на несколько часов из Нью-Йорка в Вашингтон. За ставшим уже традиционным для контактов глав внешнеполитических ведомств России и США неформальным ужином вопрос о судьбе Договора по ПРО также поднимался. На пресс-конференции, состоявшейся перед дипломатическим застольем, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Мадлен Олбрайт признала центральную роль Договора 1972 г., но в то же время подчеркнула необходимость предотвращения тех угроз, из-за существования которых, по мнению Белого дома, собственно и поднимается вопрос о необходимости создания ограниченной системы ПРО страны (имеются в виду опасения США по поводу "ядерной активности" Ирана, КНДР и др.). Кроме того, госсекретарь подтвердила свои предыдущие высказывания относительно возможности принятия окончательного решения уже летом будущего года.
Пока что Вашингтон, судя по всему, не слишком прислушивается к российским предупреждениям. Поэтому Иванов использовал и трибуну ООН для привлечения внимания мирового сообщества к этой опасности. Процесс сокращения стратегических наступательных вооружений, считает глава МИД РФ, возможен только при строгом соблюдении уже имеющихся соглашений в данной области, и в первую очередь Договора по ПРО: "Полагаем, что Генеральная Ассамблея должна со всей определенностью высказаться в пользу сохранения и соблюдения Договора по ПРО, являющегося краеугольным камнем стратегической стабильности". Кстати, двусторонние встречи, которые Игорь Иванов уже провел в Нью-Йорке, свидетельствуют: к российским инициативам и позициям по различным вопросам внимательно прислушиваются - причем не только по вопросам разоружения и стратегической стабильности.