В ЛИВИИ завершилась внеочередная Ассамблея глав государств и правительств Организации африканского единства (ОАЕ). Обычно подобные встречи на высшем уровне проводятся раз в год и считаются одним из главных политических событий Черного континента. Последний такой форум состоялся в минувшем июле в Алжире. Спрашивается, зачем же понадобилось в экстренном порядке собираться еще раз спустя всего полтора месяца?
Официально африканские лидеры встретились снова по инициативе руководителя Ливии полковника Муамара Каддафи. Он предложил ни много ни мало пересмотреть Хартию и всю структуру Организации африканского единства. Дескать, с момента образования ОАЕ в 1963 году немало воды утекло, и действительность стала иной. Посему нужны коррективы в духе времени. Конкретно была выдвинута захватывающая дух идея создания Соединенных Штатов Африки с объединенным парламентом, общими вооруженными силами и другими соответствующими институтами.
Надо, правда, сказать, что нового тут особо ничего нет. В самом названии ОАЕ заложена идея солидарности и сплочения. Но именно в этом региональная группировка не особо преуспела. На пороге нового тысячелетия Африку, как и прежде, раздирают конфликты и противоречия. И если раньше подобные вещи списывались на происки апартеида, неоколониализма, империализма и так далее, то теперь пенять вроде не на кого. Посему тема вполне актуальная. Однако она была главной и в повестке дня алжирского саммита. Складывается впечатление, что внеочередная ассамблея понадобилась исключительно, чтобы сделать приятное Муамару Каддафи. Она "по случаю" совпала с 30-летним юбилеем прихода полковника к власти и отменой санкций ООН против Ливии после выдачи двух ливийцев, подозреваемых в организации взрыва лайнера компании "Пан Американ" над Локкерби.
Долгие годы эксцентричный ливийский руководитель находился в изоляции. Мир даже начал о нем забывать. Поэтому, вернувшись из забвения, он развил бурную активность главным образом на африканской арене. Каддафи энергично подключился к урегулированию большинства региональных конфликтов. После длительного отсутствия он деятельно включился в работу ОАЕ и, похоже, продавил решение о проведении ассамблеи у себя на родине.
Ливия столь усиленно хлопотала об этой встрече, что даже погасила долги некоторых государств - членов ОАЕ, которые за их хроническую неуплату были отстранены от полноправного участия в работе группировки. Нет нужды говорить, что лидерам континента, прибывшим в родной город Каддафи Сирт, где проходил саммит, был устроен королевский прием. На красочные манифестации, военные парады и прочие торжественные мероприятия денег не пожалели. Ассамблея явно вылилась в чествование полковника. И сам он в белоснежном мундире с позументами, украшенный непомерным количеством орденов, выглядел довольным произведенным эффектом. Но если от эффектов перейти к эффективности, то этим ассамблея особо не блистала. Как и полагается в подобных случаях, были приняты соответствующие документы и резолюции. Звучали правильные речи о необходимости укреплять единство Африки в духе бессмертного лозунга "теснее сплотиться и шире развернуть".
Больше всего ратовал за это сам Каддафи. Причем, оседлав любимого конька обличения империализма, он потребовал от западных держав выплатить компенсацию за страдания африканцев в период колониализма и работорговли. Сия контрибуция могла бы пойти на создание новых США. Заодно решительный полковник предложил затвердить в декларации встречи дату формирования Соединенных Штатов Африки к июлю будущего года. Аккурат к проведению следующей ассамблеи.
Часть более осторожных коллег ливийского руководителя в комментариях прессе высказались в том плане, что спешка ни к чему. По их мнению, речь скорее должна идти об общих, явно отдаленных перспективах развития Черного континента, нежели конкретных шагах. Министрам иностранных дел, правда, было поручено взять под неусыпный контроль процессы более тесной интеграции в ОАЕ и регулярно информировать о результатах глав государств. Но таких резолюций в прошлом принималось уже предостаточно.
Нельзя сказать, что в принципе ассамблеи Организации африканского единства отличаются пустословием. Нередко на них принимаются важные и нужные решения. Хотя бюрократического бумаготворчества в деятельности регионального объединения тоже хватает, о чем все громче говорят его критики. Уверен, что нынешний саммит этапным в истории ОАЕ не станет. Он проводился по известному принципу "шумим, братец, шумим" и более походил на бенефис Муамара Каддафи, чем рабочую встречу, призванную решать наболевшие проблемы континента, которых на самом деле хватает.