ШПИОНСКИЙ скандал, разразившийся сразу после того, как в Лондоне было объявлено о предстоящей публикации книги английского историка Кристофера Эндрю "Архив Митрохина" о недавней деятельности КГБ на Западе, набирает бешеные обороты. Как и следовало ожидать, первая же информация о содержании этой сенсационной книги, основанной на документальных материалах, которые бывший архивист КГБ Василий Митрохин в 1992 году передал британским спецслужбам, вызвала в Италии эффект разорвавшейся бомбы. Как уже сообщала "НГ", в данной работе рассказывается, в частности, о том, как советская разведка в 1950-1970 годы создала на Апеннинах целую сеть платных агентов, среди которых были известные журналисты и видные дипломаты, в том числе директор информационного агентства, главный редактор газеты и даже посол Италии в Москве.
Популярная ныне в России "Коррьере делла сера", берлинский корреспондент которой сумел раздобыть отрывки из книги Эндрю, продолжила публикацию подробностей об агентурной деятельности КГБ в Италии. Газета сообщила, например, о том, что еще в конце 1940-х годов советская разведка начала внедрение своих людей в местное МВД, причем с таким успехом, что в 1955 году в Риме была создана специальная структура, занимавшаяся обработкой полученной оттуда информации. Начало этой операции положил высокопоставленный сотрудник МВД, получивший кодовое имя Демид, который в 1950 году сам изъявил готовность работать на СССР и вскоре сумел завербовать работника шифровального отдела министерства. Этот человек, проходивший в КГБ под псевдонимом Квестор, передал ключи к шифрам МВД, а также множество служебной и секретной информации, содержавшейся в отчетах префектов, руководителей полиции и спецслужб, в том числе список лиц, за которыми в Италии было установлено постоянное наблюдение. Позднее к шпионской работе был привлечен агент Цензор, которому удалось похитить секретные бумаги из сейфа самого генерального директора МВД.
Еще одной важной сферой деятельности КГБ на Апеннинах был научно-промышленный шпионаж. Согласно "Архиву Митрохина", в Западной Европе действовала специальная "Группа Х", в составе которой в Италии в конце 1970-х годов работали 10 агентов. Самым ценным из них был профессор Миланского политехнического института по кличке Учитель, который благодаря своим обширным связям в научных и промышленных кругах добывал уникальные сведения о последних достижениях итальянских ученых в военной области. Кроме того, на советскую разведку работал сотрудник того же института Карс, имевший множество связей в США, а также видные ученые - физик-ядерщик Марио и исследователь Кудон, поддерживавший официальные контакты с ленинградскими учеными. К этой работе привлекались и некоторые предприниматели. Так, Эндрю сообщает, что в 1970 году бизнесмены, получившие забавные псевдонимы Метил и Бутил, всего за 50 тысяч долларов передали КГБ бесценные материалы, которые позволили оперативно наладить в СССР производство синтетического каучука.
Судя по всему, книга Эндрю содержит еще немало поучительной информации об активной деятельности советской разведки в Италии и не только в Италии. Но самое удивительное в этой истории состоит в другом - итальянские власти ничего не знали об этой сенсационной информации, которую архивист-перебежчик передал спецслужбам Великобритании еще семь лет назад. Насколько стало известно из источников, близких к правительству Италии, сообщения газет об "Архиве Митрохина" буквально повергли в шок официальный Рим. Очевидно, что в этой связи у руководства Италии возникают два принципиальных вопроса. Во-первых, кто может гарантировать, что разветвленная сеть агентов, некогда созданная КГБ и действовавшая как минимум до конца 1977 года, перестала существовать? Во-вторых, как объяснить, что Лондон ни по дипломатическим каналам, ни через спецслужбы не довел до сведения итальянцев столь важную информацию, связанную с обеспечением государственной безопасности, ни в 1992 году, ни даже четырьмя годами позже, когда МИД Великобритании разрешил Эндрю публикацию "Архива Митрохина"?
Каковы будут политические последствия разразившегося шпионского скандала, говорить пока рано, поскольку впереди, видимо, еще много разных сюрпризов. Во всяком случае, в Италии, которую этот скандал охватил в первую очередь, реакцию политических кругов можно охарактеризовать как достаточно болезненную. Глава парламентского комитета по контролю за деятельностью спецслужб Франко Фраттини настаивает, чтобы правительство Италии потребовало от России и Великобритании полной информации о лицах, которые в прошлом сотрудничали с КГБ, включая их настоящие имена (в книге Эндрю приводятся только кодовые имена советских агентов). Кроме того, он предложил немедленно обсудить в парламенте вопрос об эффективности национальных спецслужб в увязке с "делом Митрохина". Нельзя также исключить, что в сложившейся ситуации некоторые политические силы захотят использовать шпионский скандал для объявления "охоты" на бывших агентов КГБ.