СВОЮ ПЕРВУЮ сигарету "Голуаз" он выкурил в 13 лет. Сейчас ему было бы 50. Ришар Гурлен умер от рака в январе нынешнего года, не дожив несколько месяцев до начала судебного процесса по иску, который он предъявил табачной компании "СЕИТА". Это был третий рак в его жизни.
Дело слушается в маленьком городке Монтаржи, расположенном недалеко от Орлеана, в центральной Франции. Однако оно привлекло внимание буквально всех средств массовой информации страны. Привлекло тем, что это первый случай, когда частное лицо (теперь истцом является вдова покойного) требует возмещения ущерба, морального и материального, от фабриканта сигарет.
Ущерб оценивается в четыре миллиона франков (около 700 тысяч долларов): три миллиона - семье покойного и миллион - кассе соцстраха, оплачивавшей большую часть расходов на лечение. Ришар Гурлен болел более одиннадцати лет. В 1988 году ему оперировали правое легкое. В 1995 - левое. Потом - нижнюю челюсть. Он не мог есть. Говорил с трудом. Когда звучит магнитофонная запись с его голосом, слова разобрать трудно: "Я ужасно страдаю┘ Мне кажется, что я в аду┘" К моменту смерти он весил 27 килограммов.
Если суд признает иск справедливым, на производителей и продавцов курева во Франции обрушится такая же лавина исков, какую приходится выдерживать их коллегам в Америке. Те пока держатся и даже процветают, хотя 46 штатов уже отсудили у них 206 миллиардов долларов в качестве компенсации возросших расходов на здравоохранение. Летом нынешнего года борцы с курением предрекали крах всей табачной индустрии США: объединенными усилиями полмиллиона курильщиков выиграли процесс на 500 миллиардов долларов против крупнейших табачных компаний. Однако, как только что стало известно, апелляционный суд постановил: каждый иск должен рассматриваться в индивидуальном порядке.
Так что Франция сейчас начинает с того, к чему в Соединенных Штатах пришли после почти полувека юридических баталий. Адвокат семьи Гурленов выдвигает три основных аргумента: во-первых, компания "СЕИТА" не могла не знать, что ее продукция вызывает рак. Эта информация была широко известна с 1954 года, когда в Америке начались первые судебные процессы такого рода. Во-вторых, с 1974 года стало известно и то, что табак вызывает наркотическую зависимость, однако компания ни разу не предупредила об этом потребителей. В-третьих, после принятия во Франции в 1976 году закона об обязательных предупреждениях о вреде курения на каждой пачке сигарет, "СЕИТА" делала эти надписи столь малозаметными, что фактически они не могли привлечь внимания курильщика.
Защита табачной компании строится на том факте, что она в то время, когда Ришар Гурлен начал курить, принадлежала государству. Следовательно, именно оно и должно отвечать за нанесенный ущерб. Второй тезис защиты: истец знал, что курить вредно. Следовательно, сам виноват.
Да, знал. Но было поздно. Он к тому времени уже настолько пристрастился к табаку, что даже под угрозой смерти не мог отказаться от пагубной привычки. Курил, как паровоз (французы говорят: "как сапер"). Больше двух пачек в день, причем - крепчайших "Голуаз". Сразу после операции, когда еще не мог говорить, жестом показывал: сигаретку бы┘ Подсчитали, что за свою недолгую жизнь он высмолил 360 тысяч сигарет. Пытался бросить, но не мог. Вот и решил обратиться в суд: пусть хоть деньги вернут, раз здоровье отняли.
Сначала Гурлены боролись в одиночку. Потом их интересы взялся защищать известный адвокат Франсис Кабаллеро. Почти три года понадобилось, чтобы довести дело до суда. Вердикт ожидается в декабре.