22 АВГУСТА на КПП "Варшавский мост" в Бресте произошел инцидент, бросивший тень на и без того непросто складывающиеся в последнее время российско-польские отношения. Польские власти пытались насильно выдворить из своей страны группу российских граждан. А началось все двумя днями раньше, когда на варшавском стадионе "Десятилетия" - главном вещевом рынке польской столицы - была проведена облава на иностранцев. При этом правоохранительные органы задержали 220 граждан других государств, в том числе 21 россиянина, 23 белорусов, а также украинцев, армян, вьетнамцев и др.
Формальным основанием послужило нарушение правил торговли и сроков пребывания в Польше по турваучерам. Разумеется, никто не ставит под сомнение право польских компетентных органов следить за соблюдением правопорядка в своей стране, как и бороться с его нарушителями.
В данном конкретном случае речь идет о выбранной для этого форме. Сделано это было нарочито грубо, с нарушением процессуальных норм и элементарных прав личности и человеческого достоинства. У задержанных были изъяты документы, реквизированы личные вещи и денежные средства, на которые не было выдано никаких квитанций.
До выяснения обстоятельств задержанных изолировали на трибуне стадиона под палящим солнцем, без возможности приобрести еду и питьевую воду. Вечером того же дня они были вывезены в один из спортзалов, где им пришлось ночевать прямо на полу. Несмотря на неоднократные обращения наших граждан, польские власти не дали им возможности связаться с консульским отделом российского посольства в Варшаве. Уже сам по себе этот факт является серьезным отступлением от норм Консульской конвенции между РФ и РП от 22 мая 1992 года, 43 статья которой гласит: "...Государство пребывания никоим образом не ограничивает сношения гражданина представляемого государства с консульским должностным лицом, а также не ограничивает его доступ в консульское учреждение".
Наши граждане были выдворены с территории Польши как преступники, без уведомления российского посольства в Варшаве. Это является еще одним грубым нарушением вышеупомянутой российско-польской Конвенции, а также международной Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. В паспортах всех депортированных была проставлена административная виза, лишающая их владельцев права въезда в Польшу сроком на 5 лет. По распоряжению мазовецкого воеводы, российские граждане вместе с гражданами Белоруссии были в принудительном порядке, без багажа, посажены в автобус и доставлены на польско-белорусскую границу. Не располагая необходимыми средствами, многие из депортированных оказались в Бресте, даже не имея возможности добраться до места своего проживания. Люди наотрез отказались на таких условиях покидать территорию Польши, и только после встречи с российским консулом в Бресте, в ходе которой все написали жалобы на противоправные действия польских властей, ситуация на КПП стабилизировалась.
Все случившееся трудно квалифицировать иначе, как произвол в отношении российских граждан. Даже польская пресса, обычно не проявляющая благосклонного отношения к России, на этот раз оказалась на стороне пострадавших. В польских СМИ появился ряд публикаций, в которых выражались большие сомнения в целесообразности "показательных" акций подобного рода и отмечалось нарочито грубое отношение к представителям соседних государств.
Ситуация усугубляется еще и тем, что имевший место инцидент был, к сожалению, уже не первым такого рода случаем. Не далее как весной этого года из Польши была бесцеремонно выдворена довольно многочисленная группа российских бизнесменов - представителей крупных российских фирм в Варшаве.
В этой связи не вполне понятна реакция российского МИДа, которая была чересчур сдержанной и явно неадекватной случившемуся. Да, он направил 7 сентября ноту соответствующего содержания посольству Польши в Москве. Но почему же сделано это было лишь спустя 2 недели после того, как стала известна вся эта неблаговидная история? Над чем нужно было так долго думать? Для сравнения: белорусская сторона уже на следующий день после случившегося представила ноту в МИД Польши. И потом, обычно, когда осуществляется дипломатический демарш (выражается протест, например), посол страны вызывается в МИД и ему вручают соответствующую ноту. Почему же в этом случае ее просто отправили курьерской почтой?
Можно ли представить себе, чтобы польские власти обошлись подобным образом с гражданами США или, например, ФРГ? Почему же мы, находясь за границей, не ощущаем себя гражданами уважаемой страны, не чувствуем ее поддержки и защиты в трудных ситуациях?