С каждым днем мирным жителям Восточного Тимора все труднее выбраться из района конфликта Фото АП |
Консультации между отдельными участниками заседания шли почти всю ночь до формального начала встречи. Первоначально ситуация до боли напоминала косовский сценарий, а именно – возможна ли военная миротворческая операция, в том числе без согласия страны, на территории которой разворачивается гуманитарная катастрофа, – Индонезии. О срочной переброске в Дили – столицу провинции – десанта хотя бы для охраны и эвакуации сотрудников ООН ставила вопрос Австралия, предложившая для этого 2000 своих солдат, находящихся в боевой готовности, а также Канада и Новая Зеландия. Великобритания послала в воды возле Индонезии военный корабль и начала разведывательные мероприятия для подготовки возможного ввода международных войск. Однако по сообщениям источников, близких к российской и австралийской делегациям, в итоге заседание министров прошло в совершенно ином ключе. С самого начала совещания возобладала позиция, которую занимал глава МИД РФ Игорь Иванов: нельзя допускать вооруженной акции без согласия Джакарты и нельзя делать этого в обход СБ ООН.
48-часовой ультиматум, который был ранее выдвинут Джакарте, считают министры, был нереалистичен и сроки надо продлить. Заявление, которое было сделано по итогам заседаний министром иностранных дел и торговли Новой Зеландии Доном Маккинноном, содержит, кроме осуждения кровопролития на Тиморе, лишь призыв к индонезийскому правительству поддерживать мир и безопасность в охваченной резней провинции.
Дело здесь было даже не в том, что Джакарта отказалась участвовать в заседании форума АТЭС, более того – беспрецедентный случай – ни президент, ни министр иностранных дел Индонезии вообще не собираются в Окленд. Но это не главная причина для такого исхода заседания. На форуме считают, что основные мотивы надо искать в США. Вчера, как сообщают из Вашингтона, глава Пентагона Уильям Коэн исключил возможность отправки американских войск в Индонезию. Вместо этого представитель администрации пообещал оказать на Джакарту экономическое давление через МВФ. Из обещанного фондом займа Джакарта еще не получила 2,6 млрд. долл. Что касается миротворческих сил, то, по словам советника президента США по национальной безопасности Сэмюэля Бергера, они должны быть посланы ООН и "быть азиатскими по характеру".
Вчера по тиморскому вопросу шли консультации в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, куда вылетел глава индонезийского МИДа Али Алатас. Одновременно миссия СБ ООН вела переговоры в Джакарте. Вчера же Кофи Аннан сообщил, что еще на 24 часа откладывает вывоз 373 сотрудников ООН из Дили, поскольку их присутствие – единственное, что спасает от гибели 2000 человек, укрывающихся во дворе миссии. Считается, что местное ополчение перебьет их всех, как только ооновцы уйдут.
Австралийская печать проливает неожиданный свет на происходящее вокруг Тимора. Как считают эксперты, Тиморская впадина – морская территория между Индонезией и Австралией – один из богатейших по запасам нефти и газа районов мира, сравнимый даже с Ближним Востоком. На разведку там уже затрачено до 2,1 млрд. долл., причем специалисты считают, что этот район может давать доход до 11 млрд. долл. в год и более. Впадина поделена на австралийскую и индонезийскую зоны, в обеих именно австралийские компании ведут работы. Между двумя странами существуют соглашения о разделе продукции, которые придется хотя бы частично пересматривать с получением Восточным Тимором независимости. Если же в регионе надолго воцарятся хаос и беззаконие, это осложнит картину окончательно.
Вчерашнее изменение программы встречи АТЭС из-за Тимора еще больше обострило ведущиеся сейчас споры о будущем этой организации. Дискуссия сводится к тому, что АТЭС не справляется даже с ролью экономического мотора тихоокеанской интеграции, по крайней мере сейчас, когда вся структура мировой экономики вступила в полосу революционных перемен. Однако все чаще ежегодные встречи АТЭС превращаются в политические форумы, что мешает организации делать то дело, для которого она создавалась. Так и на этот раз в Окленде – вчера еле успела начаться министерская часть встречи, как региональная пресса уже назвала основным будущим событием форума встречу Билла Клинтона с Цзян Цзэминем и возможное американо-китайское примирение после кризиса из-за Тайваня. Эта встреча, однако, пройдет за рамками форума как такового. Аналогично для российской публики главным может оказаться дипломатический дебют премьера Путина.