ГЕНЕРАЛЬНАЯ прокуратура Руандийской Республики сообщила, что закончила расследование по делу местного католического епископа Августина Массаго, обвиняемого в причастности к геноциду 1994 г., когда в ходе гражданской войны в стране были убиты сотни тысяч людей племени тутси и отказавшихся от участия в этнических чистках представителей другой этнической группы – хуту. Судьи в Кигали, уже вынесшие десятки приговоров в отношении непосредственных исполнителей массовых убийств, не желают, чтобы очередной процесс выглядел как месть победителей (тутси) над побежденными (хуту). Именно поэтому они согласились с тем, чтобы в предъявленном епископу Массаго обвинении в качестве потерпевшей стороны фигурировали представители обеих этнических групп. Руандийское правительство, в котором ныне представлены и тутси, и хуту, выразило полную солидарность с обвинением, ведь трудно вести речь о каком-либо национальном примирении в стране. Аналогичную позицию оно занимало и во время предыдущих процессов по делам о геноциде.
Однако дело Массаго приобрело яркую политическую окраску, поскольку обвиняется не какой-то штатный чиновник низложенного пять лет назад репрессивного режима, а высокопоставленный католический иерарх. Такого еще не случалось в Центральной Африке.
Первая реакция официального Ватикана последовала еще в апреле этого года, когда представители папского престола осудили сам факт задержания. Теперь папский престол заявляет, что правительство Руанды, где католики составляют 56% населения (причем приверженцы католицизма принадлежат к разным этническим группам), пошло на преднамеренное оскорбление всей Римско-Католической Церкви. Папская курия "выражает опасения", что судебный процесс над Массаго приведет к самым непредсказуемым последствиям.
Руанда стала уже третьей центральноафриканской страной, где, по мнению Ватикана, католические иерархи, миссионеры и просто верующие католики подвергаются гонениям. Ранее конфликты с Католической Церковью имели место в Уганде, где в 1998 г. на посланцев Ватикана неоднократно нападали боевики из антиправительственных повстанческих группировок, а также в Экваториальной Гвинее. Правда, в отличие от нынешней истории все ограничилось лишь высылкой католических миссионеров по обвинению во вмешательстве в политическую жизнь страны.
Теперь же дело принимает крутой оборот. Местные правозащитные организации, в непредвзятости которых трудно усомниться ввиду их давнего сотрудничества с международным трибуналом, расследующим дела организаторов геноцида 1994 г., однозначно приняли сторону руандийского правительства. Они подтверждают, в частности, предъявленное Массаго обвинение в том, что он не предпринял никаких действий для предотвращения массовых убийств на территории своего прихода на юго-западе Руанды в районе Гиконгоро. Массаго инкриминируются и конкретные деяния. Он не дал прибежища детям из племени тутси, когда они пытались укрыться от убийц. По показаниям свидетелей, он отказал в помощи нескольким священникам-тутси, фактически выдав их на растерзание. В ответ епископ Массаго написал довольно пространное открытое письмо, в котором пытается объяснить свои действия и заявляет, что правительство Руанды попросту решило сделать его "козлом отпущения".
Процесс над епископом начинается в весьма неблагоприятной для Руанды обстановке в регионе Великих озер. Руандийская армия, похоже, надолго увязла в гражданской войне, охватившей восточные районы Демократической Республики Конго (ДРК). Недавний военный альянс между Угандой и Руандой распался, так как они стали поддерживать противоборствующие группировки в расколовшемся антиправительственном повстанческом движении в ДРК.
В такой ситуации представители папского престола предрекают непредсказуемые для Руанды последствия в случае осуждения епископа Массаго. Так что у обвиняемого в причастности к геноциду католического иерарха есть надежда избежать карающей длани руандийской юстиции.