ПРЕЗИДЕНТ Индонезии Юсуф Хабиби не примет участия в форуме экономического сотрудничества, который пройдет в Окленде 12-13 сентября, несмотря на то что его участники скорее всего уделят основное внимание поиску путей урегулирования кризиса в Восточном Тиморе. Такое решение Хабиби принял в связи с тем, что ситуация в этой индонезийской провинции, 78,5% населения которой проголосовали недавно за независимость от Джакарты, продолжает накаляться и после введения там военного положения.
Каждый час поступает информация о новых жертвах среди мирного населения. Дили, столица Восточного Тимора, охвачена пожаром, телефонная связь с расположенной там миссией ООН прервана, на улицах продолжают бесчинствовать вооруженные формирования. Во вторник группы проиндонезийски настроенной молодежи сожгли 30 автомобилей миссии ООН. Число беженцев уже превысило 45 тысяч человек, продолжая постоянно увеличиваться, что вместе с надвигающейся угрозой голода может привести к настоящей гуманитарной катастрофе сродни косовской. Причем больше всего, как заявила Комиссия по правам человека ООН в Женеве, достанется Австралии, ближайшей из стран, способной обеспечить нормальный прием спасающихся от войны.
Несколько десятков тысяч беженцев находятся в Западном Тиморе, где активно выражают свое недовольство бездействием ООН. В городе Кунаг они атаковали прибывшую в их лагерь делегацию ООН, забросав ее представителей камнями. В результате директор Департамента АТР ООН Франк Фурнои был ранен в голову. Лишь с прибытием солдат и полиции делегацию удалось вывести из лагеря.
Мировая общественность пытается оказать давление на Джакарту с тем, чтобы в Тимор были допущены миротворческие силы ООН. Однако пока индонезийские власти категорически отказываются от международного вмешательства в любом виде. Между тем представители многих государств обвинили Хабиби в невыполнении соглашения от 5 мая, подписанного ООН, Португалией и Индонезией, согласно которому последняя обязалась обеспечивать мир и безопасность в Восточном Тиморе.
Призвав президента Индонезии к выполнению обязательств по обеспечению безопасности в провинции, генсек ООН Кофи Аннан, однако, заявил, что международный контингент в любом случае не может быть оперативно введен на территорию Восточного Тимора, так как для его формирования необходимо от трех до шести месяцев. По его мнению, усиление миссии ООН в этой индонезийской провинции будет необходимо в октябре-ноябре, на этапе окончательного перехода Тимора к независимости, но после того, как индонезийский парламент одобрит результаты референдума. В случае же, если Джакарта сама обратится за содействием к мировому сообществу, в Восточном Тиморе могут быть размещены военнослужащие тех стран, которые сами изъявят такую готовность. Сейчас помимо Австралии согласие на участие в операции дали Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Малайзия и Таиланд.
МИД России, со своей стороны, выразил озабоченность развитием событий в Восточном Тиморе. В сообщении Департамента информации и печати МИД России ответственность за обеспечение безопасности в провинции возлагается на Индонезию и сообщается, что среди оставшихся там международных представителей ООН находятся четыре россиянина (двое сотрудников МВД и два офицера связи).