0
1209
Газета В мире Интернет-версия

04.09.1999 00:00:00

"Наше сотрудничество не устраивает очень многих"


Посол Ирана в России Мехди Сафари.
Фото из архива посольства Исламской Республики Иран в РФ
- Господин посол, вы уже пять лет работаете в должности посла Исламской Республики Иран в Москве. Как вы оцениваете развитие наших двусторонних отношений?

- В этом смысле важное место отводится взаимным визитам на всех уровнях. Правда, график нередко приходится менять из-за частой смены правительств в России в последнее время. В частности, по этой причине был отложен приезд в Москву секретаря национальной безопасности Ирана. Мы, правда, надеемся, что он посетит Россию уже в ближайшее время, так же, как и министры высшего образования, сельского хозяйства, по вопросам созидательного джихада. Думаю, до конца текущего года все намеченные поездки состоятся. Все это нужно для того, чтобы быть в курсе потенциальных возможностей друг друга. Например, на авиакосмический салон МАКС-99 недавно приезжала наша представительная делегация, которая детально ознакомилась с образцами авиационной техники, представленной на шоу.

Если несколько подробнее, то скажу, что в последнее время сфера нашего сотрудничества очень сильно расширилась. Если во времена СССР мы реализовывали проекты лишь в двух областях: металлургия и поставки газа, то сейчас, кроме этого, у нас широкое сотрудничество в нефтяной отрасли, шахтных разработках. Обсуждается проект модернизации Исфаганского металлургического завода стоимостью 300 миллионов долларов. Планируется строительство в Иране российскими специалистами алюминиевого комбината. Большой потенциал в области самолетостроения. Сейчас мы производим Ан-140. Это хотя и украинский самолет, но немалая часть комплектующих приходит к нам из России. Сейчас запускается другой мощнейший проект в 1,5 миллиарда долларов по строительству в Иране 100 реактивных самолетов Ту-334. Сейчас в небе Ирана летают более 30 российских самолетов, а пять лет назад не было ни одного. Сооружение теплоэлектростанций давно идет полным ходом. Относительно новой формой сотрудничества стала сборка в нашей стране российских автомобилей "Газель", первые 20 штук уже готовы. Мы планируем уже в ближайшее время использовать ваш опыт по провоцированию дождей путем засева облаков, что пригодится в засушливых районах. Мы активно сотрудничаем с Россией не только на федеральном, но и напрямую на региональном уровнях.

Кроме того, у нас есть почти полное совпадение интересов во внешней политике: по Таджикистану, Афганистану. Правда, повторюсь, развитию нашего сотрудничества нередко мешает политическая нестабильность в России.

- Вы высоко оцениваете степень отношений между нашими странами. Замечу, что также на это смотрят и в Израиле. По моей информации, в ходе последнего визита в Москву израильский премьер-министр Эхуд Барак обратился к российской стороне с просьбой стать посредником в деле освобождения 13 граждан Ирана еврейской национальности, арестованных по обвинению в шпионаже. К вам уже обращались по этому поводу?

- Да, действительно, у нас арестовано 20 иранских подданных по упомянутому вами обвинению, 13 из них - представители уважаемой нами иудейской веры. Они уже выбрали себе адвокатов, и в скором будущем начнется судебное разбирательство. И все это является исключительно внутренним делом Ирана.

- Последние несколько недель в Дагестане шли бои между вооруженными силами России и исламскими боевиками. До этого была Чечня... Не кажется ли вам, что все это звенья одной цепи, а целью развития этого сценария является в том числе срыв российско-иранского сотрудничества в районе Каспия?

- Ирану крайне выгодна стабильность в регионе. Именно из этих принципов мы и исходим, так как только при этом условии можно развивать экономическое сотрудничество. А это, в свою очередь, не устраивает очень многих. Их цель - разрушить наше сотрудничество для извлечения собственной экономической и политической выгоды. На мой взгляд, это в первую очередь в интересах тех стран, которые ранее не присутствовали в Средней Азии и на Кавказе. Тех стран, которые, несмотря на то что расположены далеко, заявляют, что Каспий - зона их национальных интересов.

- Я понимаю, о чем вы говорите. Кстати, в свое время Иран был крупным импортером российского оружия, однако из-за давления со стороны Вашингтона Москва вынуждена была отказаться от этого взаимовыгодного сотрудничества, которое, согласно договоренностям, заканчивается в 1999 году. Тем не менее бывший глава ГК "Росвооружение" Григорий Рапота заявил, что такое сотрудничество можно и реанимировать...

- Я считаю, что отношения между Россией и Ираном как отношения между двумя любыми независимыми государствами должны строится без влияния на них каких-либо третьих стран. Россия - это сверхдержава, Иран - региональная держава. Так что мы надеемся, что сотрудничество в военной области будет продолжено без оглядки на чье-то постороннее мнение. На этих же принципах должно строиться и наше сотрудничество в других сферах, в том числе, кстати, образовательной. (Господин посол имеет в виду несколько случаев отчисления иранских студентов, обучавшихся в российских вузах, по настоянию США, которые считают, что те имели доступ к ракетным и ядерным технологиям. - А.Р.). К тому же на Иран не распространяется режим международных санкций. Мы, как и любая страна, имеем право на оборону. И в конце концов, Иран - это надежный партнер, который способен заплатить за купленный товар.

- По-моему, в составе российской делегации, которая собирается в Иран для переговоров по Ту-334, есть и представители военно-промышленного комплекса?

- Нет, это неправда. Никаких военных представителей там нет. Но если они там будут, то мы будем только рады.

- Некоторые аналитики утверждают, что Иран был заинтересован в сотрудничестве с Россией лишь во времена международной изоляции, в которую он попал после Исламской революции 1979 года. Сейчас это позади, и Тегеран поворачивается в сторону Европейского союза якобы в ущерб отношениям с Москвой. Что вы на это скажете?

- Это полностью ошибочное суждение. Россия - наш сосед, у нас с ней традиционные связи, уходящие в глубь веков. Она была в числе первых стран, с которыми Иран установил дипломатические отношения. Мы проводим постоянную внешнюю политику, не допускающую резких поворотов. Есть такая персидская поговорка: "Каждый цветок пахнет по-своему". То есть сотрудничество с одной стороной не означает сворачивания связей с другой. Тем не менее я хочу подчеркнуть, что сотрудничество именно с Россией является для нас тем приоритетом, из которого мы исходим сейчас. На мой взгляд, упомянутые вами аналитики относятся к врагам России, которые недовольны нарастающими темпами российско-иранского сотрудничества.

- В связи с этим хотелось бы узнать ваше мнение по поводу озвученной российским руководством идеи стратегического партнерства с Китаем, Индией, а также Ираном.

- Это очень трудный вопрос. У нас прекрасные отношения с Россией. Наши высокопоставленные лица оценивают их как стратегические. К тому же мы имеем очень хорошие контакты с Индией и Китаем, а также с Пакистаном, другими нашими соседями. Мы всегда исходили из необходимости разрядки напряженности и установления стабильности в регионе. Одновременно мы протестуем против всех действий, направленных на срыв такого хода событий. Возможно, вы знаете, что в свое время президент Ирана был инициатором "диалога цивилизаций", который также имеет целью установление стабильности. Это говорит о том, что Тегеран хочет иметь ровные, хорошие отношения со всеми без исключения государствами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1822
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1144
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
839
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1125

Другие новости