НЕСКОЛЬКО фракций латвийского парламента выступили с инициативой принять закон о государственном языке накануне совещания глав правительств и государств Европейского союза в Хельсинки, которое пройдет в декабре. Это любопытное решение свидетельствует прежде всего о двуличии местных националистов. Дело в том, что, как признался лидер радикальной фракции "Отечеству и свободе" - Движение за национальную независимость Латвии Андрей Пожарнов, к тому времени мнение европейских стран о начале переговоров с Латвией о вступлении в ЕС уже будет сформулировано. А это значит: ничто уже не помешает Сейму принять дискриминационные статьи закона - опасаться будет нечего.
Пока латвийские парламентарии вынуждены действовать с оглядкой на европейское общественное мнение. Очередное наступление Риги на права нацменьшинств в ЕС было бы воспринято брезгливо, и шансы на вступление в эту организацию упали бы. Позиция Европы по вопросу о дискриминации русскоговорящих в Латвии хорошо известна и связывает руки местным националистам. В июле, напомним, парламентом был принят закон о государственном языке, который помог бы выдавить русских из общественной и экономической жизни, но президент Вайра Вике-Фрейберга, воспитанная на ценностях западной демократии, не подписала документ и вернула его на доработку. Произошло это под давлением не только России, но и Запада, и в первую очередь Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Макса ван дер Стула.
В мире, скажем, известна практика и двуязычия, и трехъязычия в местах компактного проживания нацменьшинств, но об этом в Латвии даже слышать не хотят. А ведь осуществление такого желания некоренного населения предусматривает международная практика, это право зафиксировано в международных конвенциях. На некоторые нарушения прав человека в том законе и обращал внимание Верховный комиссар ОБСЕ.
Итак, президент не подписала документ. Что дальше? Возврат закона на доработку предполагает: устраните замечания и проголосуйте вновь. Примите демократический закон, выбросьте дискриминационные статьи - и только.
Однако события развиваются слегка по-иному. Рига пытается уговорить Верховного комиссара пойти на некие компромиссы. Министр иностранных дел Латвии Индулис Берзиньш призвал на днях ван дер Стула активнее общаться с русскоязычными жителями, чтобы убедить их в необходимости учить латышский язык. И вот Верховный комиссар, погостив в Риге, твердит о значении государственного языка для интеграции общества, как будто кто-то отрицает такую идею. И призывает русскоязычных жителей страны активнее проходить натурализацию, как будто не зная, что на самом деле некоренные жители для получения латвийского паспорта должны пройти ряд барьеров, и дело не только в языке. По большому счету суть конфликта общин в Латвии вовсе не в государственном языке, который, конечно, следует всем постепенно выучить, а в применении "языкового инструмента" для дискриминации некоренного населения при сохранении демократического глянца.
Макс ван дер Стул заявил, что решил помочь программе освоения государственного языка, обратившись за необходимым финансированием для ее осуществления к правительствам ряда стран. Он подчеркнул, что программу необходимо продолжать и расширять, и даже порекомендовал нелатышам не отказываться от своего родного языка. Ну а как все-таки с дискриминацией по языковому признаку сегодня? "Некоренные" выучат язык, но это произойдет не завтра и даже не к декабрю. Когда-нибудь почти все население Латвии получит паспорт гражданина, но это случится через много-много лет, а пока в стране 700 тысяч изгоев.
Какие "сюрпризы" парламентарии готовят им в декабре, откладывая принятие закона до более безопасного для себя момента? Какова будет роль в этой истории Верховного комиссара? На эту тему очень интересно высказался председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Дзинтарс Абикис. После встречи с Максом ван дер Стулом он сказал журналистам, что тот приехал "не учить нас, но чтобы помочь нам вступить в европейские структуры".