Фото Kremlin.ru
Международные переговоры и совещания правительственного уровня по различным хозяйственным вопросам на прошлой неделе превалировали в графике работы Владимира Путина. Лесопромышленный комплекс и равное развитие социально-экономической инфраструктуры во всех опорных населенных пунктах страны, а также космическая деятельность во всем ее многообразии – вот главные пункты текущей президентской повестки. А внешнеполитические контакты сосредоточились на странах Персидского залива и партнерах по СНГ.
Конечно, на минувшей неделе Путин принял участие в пасхальных мероприятиях, причем в главном храме страны. Но еще более важно, что прямо перед этим Верховный главнокомандующий Вооруженных сил РФ объявил о 30 часах прекращения боевых действий в зоне СВО. Показательно, что такое решение президента последовало за докладом начальника Генерального штаба Валерия Герасимова. А главное – его рапортом о том, что под контролем украинских войск остается не более 0,5% российской территории, да и то это продлится уже недолго. Судя по всему, от точной ситуации в приграничье Курской и Белгородской областей и зависело во многом решение Путина о пасхальном перемирии. На это намекает такая фраза, которой завершилась открытая часть беседы: «Мы с вами договаривались об этом еще раньше, что просто последнее нужно указание войскам, командующим группировок приступить к исполнению того, о чем мы договаривались».
Кроме того, на прошедшей неделе под руководством президента состоялось традиционное совещание постоянных членов Совета безопасности РФ. В последнее время по итогам проходящих там обсуждений нередко появляются поручения о законодательных изменениях. Причем в основном запретительного, ужесточающего свойства, если вообще не репрессивного. Понятно, что все это направлено только на пресловутых «врагов страны», которыми теперь считаются иноагенты в своей совокупности, политэмигранты из состава несистемной оппозиции и прочие нелояльные власти граждане, перебравшиеся за рубеж. Как представляется, очередное совещание Совбеза РФ чревато новой порцией поправок в различные законы. Кремль счел необходимым распространить такое заявление Путина: «Рассмотрим сегодня вопросы противодействия попыткам вовлечения несовершеннолетних и молодежи в противоправную деятельность. Думаю, объяснять не нужно, насколько это важно. Это одна из серьезных тем, одно из серьезных направлений в сфере молодежной политики».
Интересно, что именно на минувшей неделе в информационную среду вдруг выплеснулась проблема уголовной ответственности несовершеннолетних как за различные киберпреступления, так и за провоцируемые в их среде через интернет общеуголовные деяния, нередко касающиеся самых тяжких статей. И если, например, адвокатура определенно высказалась за то, что детей, прежде чем сажать их под арест и скамью подсудимых, следует подвергать комплексной экспертизе о настоящей доле их вины за содеянное, то из других структур был замечен исход предложений, наоборот, об усилении ответственности. Теперь надо будет смотреть изменения правового поля, чтобы понять, что же в результате решил Совбез РФ под руководством президента.
Стоит отметить, что любые ужесточающие законы парламент принимает подавляющим большинством, то есть почти консенсусом. В этом контексте те же системные думские партии уже совсем потеряли какие-либо индивидуальные черты, за исключением, может быть, «Новых людей». Однако, как выяснилось на прошлой неделе, это не мешает власти распределять эти политсилы по различным категориям с точки зрения их полезности для нее или, напротив, ненужности. Похоже, в преддверии избирательных кампаний этого года и будущих выборов Госдумы-2026 начинает реализовываться сценарий уплотнения левого фланга, где друг другу станут противостоять КПРФ и «Справедливая Россия – за правду». Такая концентрация партий Геннадия Зюганова и Сергея Миронова в определенной нише, видимо, позволит спокойнее вытащить ЛДПР на второе место после «Единой России», а третье по необходимости отдать тем же «Новым людям».