Фото Reuters
Первая неделя апреля 2025 года войдет в историю примерно так же, как и первая неделя пандемии, когда цены на поставку нефти стали отрицательными. Глобальный экономический шок после резкого повышения пошлин Дональдом Трампом для всех стран мира окажется сопоставимым с последствиями пандемии. Отрицательных нефтяных цен в этот раз мы не увидим, но падение сырьевых рынков будет для РФ весьма болезненным.
Благодаря спорной политике «управляемого охлаждения» российская экономика оказалась к весне 2025 года между спадом и рецессией. Теперь же кризис мировой торговли, снижение спроса в Китае или новые антироссийские санкции могут еще больше ухудшить положение нашей экономики.
Падение экономической активности в РФ иллюстрирует, в частности, снижение грузоперевозок. В марте 2025 года погрузка на сети «Российских железных дорог» (РЖД) оказалась на 7,2% меньше, чем в марте 2024 года. Объем погрузки в первом квартале на сеть РЖД был на 6,1% меньше, чем годом ранее.
Еще одной иллюстрацией политики «управляемого охлаждения» стали худшие за десятилетие показатели продаж новых легковых автомобилей в РФ. В марте 2025 года в России было продано легковушек на 45% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом флагман российского автопрома, который предупреждал о надвигающемся кризисе еще в прошлом году, теперь запросил прямой государственной помощи.
«Драматическое падение рынка в марте и итоги первого квартала подтверждают наш прошлогодний прогноз о существенном сокращении в 2025 году российского автомобильного рынка, на который оказывают негативное влияние высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и общих условий выдачи кредитов со стороны ЦБ, а также почти полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов, завезенных в 2024 году», – заявил в прошлую среду президент АвтоВАЗа Максим Соколов.
«Комсомольская ячейка» Центробанка (по выражению президента) не собирается брать на себя ответственность за масштабный ущерб российской экономике, который был нанесен ее политикой сверхвысоких кредитных ставок. Так, провал отечественного авторынка аналитики из клана ЦБ объясняют не запретительными ставками по автокредитам, а тем, что АвтоВАЗ «производит морально устаревшие модели, а также тем, что российское правительство не оплачивает кампанию по «пересаживанию россиян на электрички».
«Ячейка ЦБ», вероятно, не имеет отношения и к катастрофическому снижению автокредитования в РФ. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам января-февраля было выдано в 2,2 раза меньше автокредитов, чем годом ранее. При этом доля отказов по заявкам на автокредиты только по итогам февраля превысила 80%. В НБКИ подчеркивают: доля отказов увеличивается третий месяц подряд. Увеличение отказов в автокредитовании связывают с введением в середине прошлого года макропруденциальных ограничений. Между тем в Госдуме называют политику высоких ключевых ставок «одной из главных экономических диверсий последних десятилетий» (см. «НГ» от 06.02.25).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета России в марте 2025 года составили 1,08 трлн руб., что на 17% меньше, чем годом ранее. Это второй месяц подряд, когда показатель падает в годовом выражении.
В прошлый четверг российский Минфин сообщил, что с 7 апреля по 12 мая он планирует продавать иностранную валюту и золото в рамках бюджетного правила на 30 млрд руб. Ведомство Антона Силуанова ожидает дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в апреле на сумму почти в 30 млрд руб. Подобные прогнозы наши чиновники объявляли уже после начала тарифной войны Трампа, которая одномоментно обесценила какие-либо экономические прогнозы.
«Это переломный момент для мировой экономики. Многие страны скорее всего окажутся в рецессии», – считает экономист рейтингового агентства Fitch Ratings Олу Сонола. «Если эти пошлины сохранятся на длительный период, можно просто выбросить большинство прогнозов», – говорит Сонола (см. «НГ» от 03.04.25).
Мировые цены на нефть ускорили падение до 7% прямо в день объявления новых американских таможенных тарифов. А к пятнице цена барреля нефти марки Brent опустилась на биржах ниже 65 долл. впервые с августа 2021 года.
После начала глобальной тарифной войны фондовый рынок потерял к концу недели более 5 трлн долл. Риск рецессии в мировой экономике в 2025 году вырос с 40 до 60% после повышения США импортных пошлин, объявили в пятницу аналитики банка J.P. Morgan Chase. «Разрушительная политика США является самым большим риском для мировых перспектив на весь год», – заявили они, добавив, что торговая политика Соединенных Штатов стала менее благоприятной для бизнеса, чем ожидалось.
В прошлый четверг агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Китая в иностранной валюте на одну ступень (с «A+» до «A»). Долгосрочный рейтинг КНР в национальной валюте также понижен на одну ступень. Ухудшение оценок кредитных рисков для китайской экономики эксперты Fitch объясняют вероятным ухудшением состояния госфинансов и быстрым увеличением долга страны. «Власти продолжат использовать бюджетные стимулы для поддержки экономического роста в условиях слабого внутреннего спроса, повышения торговых пошлин, а также дефляционного давления, – ожидают эксперты Fitch. – Эти факторы одновременно с ухудшением базы доходов будут поддерживать высокий бюджетный дефицит КНР».