Фото Reuters
Последние данные официальной статистики говорят о том, что в российской промышленности продолжается стагнация. Объем выпуска предприятий находится на уровне конца третьего квартала прошлого года, сообщили в прошлый четверг специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По итогам первых двух месяцев 2025 года производство стали в РФ было на 2,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Дополняет картину падение выпуска стального проката в РФ на 8% В пятницу ЦБ представил в Госдуму годовой отчет. «Российская экономика в 2024 году продолжала активно развиваться. Ее масштабная структурная перестройка привела к существенному расширению производственных возможностей. Тем не менее предложение товаров и услуг не поспевало за бурным ростом спроса. В этих условиях главной задачей для Банка России было обуздать цены, чтобы инфляция не ложилась тяжелым бременем на граждан и не приводила к увеличению издержек компаний», – сообщила в своем обращении к читателям ее годового отчета Эльвира Набиуллина. По ее словам, «первые месяцы 2025 года дают основания говорить о том, что этот баланс (между ростом спроса и скоростью расширения производственных возможностей экономики) постепенно восстанавливается. Рост цен замедляется, а рост экономики продолжается более умеренными темпами.
Однако такое описание происходящего в нашей экономике разделяют далеко не все. В Госдуме, в частности, называют высокую ключевую ставку «одной из главных экономических диверсий последних десятилетий» (см. «НГ» от 06.02.25). Действительно, аномально дорогие кредиты провоцируют рост неплатежей, снижение инвестиционной активности, рентабельности и повышение издержек вследствие роста процентных расходов, а также рост бюджетных расходов на субсидирование кредитов и увеличение расходов на обслуживание долга.
Премьер-министр Михаил Мишустин в прошлую среду отчитался в Госдуме о работе правительства, а также выслушал вопросы и пожелания депутатов. За прошедший год российская экономика показала рекордные темпы роста. Значительно выросли в среднем и реальные доходы всего населения. При этом, правда, существенно ухудшилось положение пенсионеров из-за относительного и абсолютного сокращения пенсий. Депутаты же поставили перед главой правительства и вопрос о недопустимости изменения целевых показателей выполнения госпрограмм – особенно в конце года (см. «НГ» от 26.03.25).
Национальные цели развития до 2030 года, обозначенные президентом России Владимиром Путиным, являются «ориентиром для совместной деятельности» правительства и парламента, подтвердил Мишустин.
Все 14 завершившихся в 2024 году национальных проектов выполнены, заявляют чиновники. При этом они, судя по всему, используют самую широкую трактовку термина «выполнены». Так, например, формально завершенный нацпроект «Экология» сложно назвать «выполненным» в традиционном понимании этого слова. Ведь даже после формального завершения нацпроекта правительство сейчас занято работой над его ошибками и устранением недоделок (см. «НГ» от 13.02.25). Еще летом прошлого года вице-премьер Дмитрий Патрушев начал проводить регулярные совещания «в рамках инцидента» с неготовностью очистных сооружений в бассейне реки Волга. Депутатская комиссия тогда выяснила, что большая часть бюджета волжского экологического проекта в 127 млрд руб. фактически «утекла в канализацию», а россияне по-прежнему боятся заходить в волжскую воду из-за угрозы здоровью (см. «НГ» от 31.07.24). Можно предположить, что нацпроект «Экология» не единственный, который был таким образом «выполнен».
В прошлый четверг американский президент Дональд Трамп объявил о введении повышенных таможенных пошлин на импорт автомобилей и их компонентов. В связи с этим некоторые производители уже начинают перенос своих предприятий на территорию США. Во вторник, 25 марта, южнокорейская компания Hyundai Motor Group сообщила о планах инвестиций в 21 млрд долл. в экономику США в период с 2025 по 2028 год. В частности, Hyundai вложит 9 млрд долл. в наращивание производства автомобилей в США. Расширение мощностей позволит ей ежегодно выпускать в стране 1,2 млн машин брендов Hyundai Motor, Kia и Genesis. Кроме того, корейская компания планирует направить средства на модернизацию производственных предприятий в Алабаме и Джорджии.
Китай, в свою очередь, призвал администрацию Дональда Трампа не разрушать международную торговлю и соблюдать нормы Всемирной торговой организации (ВТО). Однако Вашингтон в начале прошлой недели в очередной раз заблокировал механизмы урегулирования споров в рамках ВТО, подтвердив тем самым завершение в мире эпохи «свободной торговли».
При этом чиновники ВТО явно не хотят обострять конфликт с США из-за их произвольной тарифной политики. В начале марта 2025 года глава ВТО Нгози Оконджо-Ивеала призвала прислушаться к опасениям США на фоне эскалации американских таможенных тарифов. Странам – участницам ВТО следует прислушаться к опасениям США и сделать ставку на кооперацию, несмотря на непростую ситуацию в мировой торговле на фоне смены политики Вашингтона в отношении тарифов, заявила генеральный директор ВТО.