На фото совещание по развитию беспилотных авиационных систем. Фото сайта kremlin.ru
Президент России на прошедшей неделе не сказал ни слова по поводу возможного урегулирования украинского конфликта. Судя по всему, Кремль решил взять паузу, чтобы посмотреть на реакцию США после того, как Владимир Путин ранее фактически открыто сформулировал ряд стартовых условий гипотетически возможных мирных переговоров. По одному из ключевых тезисов – о проблеме с легитимностью нынешних киевских властей с американской стороны уже начинают поступать предположительно положительные ответы.
Поэтому российский лидер, хотя график его мероприятий и передвижений по стране на минувшей неделе и позволял не раз высказаться о ходе и перспективах СВО, прямо-таки демонстративно сосредоточился на других темах. Например, традиционная поездка в Петербург в 81-ю годовщину полного деблокирования Ленинграда показала внимание президента как к историческому прошлому и памяти о нем, так и к ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны, детям военных лет и труженикам тыла. А посещение научно-производственного центра беспилотных авиационных систем «Самара» продемонстрировало настрой Путина на современность.
При этом на прошлой неделе глава государства явно указал на свою обеспокоенность чрезмерным консерватизмом властной вертикали по отношению ко всему новому. Более того, Путин открыто раскритиковал за это именно силовиков, которые, как он сам пояснил в своем выступлении на совещании по развитию беспилотников, не хотят «открывать небо». «Это сложный вопрос, особенно сегодня, очень чувствительный. Но надо идти вперед, надо что-то делать», – сказал президент уже почти просительным тоном. И также сообщил, что соответствующие ведомства в том числе все никак не разработают и новую систему контроля за теми данными, которые добываются с помощью дронов, для возможного коммерческого использования всего массива информации. В качестве вывода после этого совещания Путин и по направлению беспилотников потребовал принимать необходимые решения безотлагательно, то есть «в максимально короткие сроки».
В ходе самарского визита президента стало ясно, что его прежнюю любовь к отечественным автомобилям сильно потеснили новые чувства, которые вызывают у него перспективы российского дроностроения. Однако АвтоВАЗ из фокуса своего внимания Путин все-таки не выпускает, а потому в докладе губернатора Самарской области Владислава Федорищева более всего упоминались планы развития Тольятти. На минувшей неделе у президента состоялись встречи с руководителями еще двух регионов. По устоявшейся практике это был, во-первых, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, который уже прямо ведет речь о том, что всего лишь выполняет указания и замечания Путина по поводу городского хозяйства и путей его развития. А во-вторых, в Кремле побывал глава Дагестана Сергей Меликов, который представил традиционный рапорт об успехах республики, так что скорее всего реальный разговор с ним был о чем-то другом.
Потому что как раз сейчас наступает время для разработки, а затем и принятия президентом кадровых решений по тем или иным региональным управленцам в преддверии очередного единого дня голосования (ЕДГ). И на прошедшей неделе стало заметно, что перед этим ЕДГ-2025 сильно активизировалась и председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Буквально только что она публично приветствовала опыт Белоруссии по организации голосования граждан этой страны за рубежом, которого, собственно, и не было. Всем, кто в дни перевыборов президента Александра Лукашенко оказался вне дома, было предложено туда вернуться, избирательных участков за границей белорусские власти просто не создавали. Памфилова на этот счет заметила, что ЦИК РФ тоже думает, как же защитить права россиян, которые пребывают за рубежом и подвергаются серьезному давлению со стороны иностранных правительств. А затем Памфилова предложила теперь уже властям Абхазии поменять выборные правила прямо по ходу тамошней президентской кампании. Чтобы, мол, дать возможность голосовать всем гражданам этой республики, которые сейчас находятся в России и по каким-то причинам не стремятся на родину. Эти избирательные эксперименты явно разнонаправленны, но оба, судя по всему, вызывают в РФ интерес.